Турция закупает Eurofighter Typhoon: перелом в политике экспорта вооружений

26 июня 2025 года Германия одобрила экспорт истребителей Eurofighter Typhoon 4-го поколения в Турцию, положив конец многолетнему периоду политических разногласий и ограничений. Это решение стало ключевым сигналом к изменению курса Берлина в вопросах международной военной кооперации и экспорта вооружений. Источники сообщают, что вероятно речь идет об истребителях Eurofighter Typhoon Tranche 4 начала производства 2020 года с AESA‑радаром CAPTOR E Mk1 (E-Scan), которые рассчитаны на эксплуатацию до 2060 года.

Истребители Eurofighter Typhoon

Новый кабинет канцлера Фридриха Мерца демонстрирует более гибкий и прагматичный подход к внешнеполитическим приоритетам, особенно в свете актуализации задач укрепления восточного фланга НАТО. Решение также стало прямым результатом дипломатических усилий союзников Турции по альянсу — Италии, Великобритании и Испании, — сыгравших активную роль в убеждении немецкой стороны.

Политический фон и заигрывание с НАТО

Анкара на протяжении нескольких лет сталкивалась с вызовами в вопросе обновления парка боевой авиации. Попытки модернизации истребительного состава буксовали из-за политических ограничений, прежде всего вызванных ухудшением отношений с США и Западом после приобретения российских ЗРС С-400.

Немецкое сопротивление поставкам Typhoon было одним из главных барьеров, не позволяющих Турции получить передовые западные истребители. Однако растущая напряжённость в регионе и необходимость укрепления НАТО, особенно на фоне конфликта на Украине, подвигли Берлин к изменению позиции.

О поставке Eurofighter в объёме 40 единиц турецкий министр обороны Яшар Гюлер впервые заявил ещё в ноябре 2024 года. По его словам, Германия сопротивлялась долго, но при давлении других стран-участниц проекта Typhoon в итоге дала “зелёный свет”.

Эта сделка способна переломить сложившееся восприятие Турции как проблемного партнёра и в то же время частично восстановить дефицит доверия между Анкарой и западными оборонными структурами.

Eurofighter: долгий путь к экспортному успеху

Для европейской программы Eurofighter одобрение поставок Турции стало значительным внешнеполитическим и промышленным успехом. С момента ввода в эксплуатацию в 2003 году, истребитель Typhoon с трудом находил новых покупателей за пределами первоначальных стран консорциума и ближневосточных монархий.

За два десятилетия, самолёт последовательно проигрывал ключевые тендеры — от Южной Кореи до Индии, от Сингапура до Швейцарии, уступая либо американским F-35 и F-15, либо французскому Rafale.

Даже на европейском рынке, Typhoon оказался в тени: Бельгия, Финляндия, Чехия и Польша отказались от него в пользу американского F-35. Программа стала восприниматься как убыточная и лишённая технологического будущего. На этом фоне, решение Турции о закупке 40 истребителей Eurofighter выглядит как открытие “второго дыхания” проекту и, возможно, последний шанс “Тайфуна” реабилитироваться на международной арене.

Турция между F-35, F-16 и Су-35

Закупка Eurofighter происходит на фоне нестабильной и затянутой попытки Турции найти надёжного поставщика боевых самолётов. После исключения из программы F-35 в 2019 году, Анкара рассматривала возможность закупки российских Су-35, однако геополитические риски и санкционное давление сделали эту опцию крайне чувствительной.

Одновременно шли попытки договориться с Вашингтоном о приобретении F-16 Block 70/72, что привело к предварительному соглашению в июне 2024 года. Осенью 2024 года, Турция даже повторно подала официальную заявку на приобретение F-35A, сигнализируя о желании вернуться в орбиту американских технологий.

В качестве долгосрочного решения рассматривался и национальный проект TF-X — турецкий истребитель пятого поколения. Однако техническая база страны и зависимость от американских двигателей F110 (установленных также на F-16) существенно ограничивают реальные перспективы этой машины. Даже в случае успешных испытаний TF-X будет уступать и F-35, и даже ряду машин четвёртого поколения в ключевых показателях малозаметности и передового оснащения.

Реализм вместо амбиций: Eurofighter как компромисс

Выбор истребителей 4-го поколения Eurofighter для Турции — это, прежде всего, рациональное решение в условиях ограниченного доступа к истребителям пятого поколения.

Несмотря на возраст конструкции, Typhoon остаётся мощной боевой единицей с высокими возможностями в воздушном бою, особенно после внедрения новых РЛС с активной фазированной антенной решёткой (AESA), улучшенной авионики и широкого спектра вооружений, включая ракеты класса “воздух-воздух” Meteor.

С политической точки зрения, эта сделка укрепляет Турцию в НАТО, снижает её зависимость от России и одновременно не требует уступок со стороны США в чувствительном вопросе F-35. Для европейских производителей, это также означает оживление производственной линии и сохранение кооперации, вовлекающей крупные оборонные компании Великобритании, Германии, Италии и Испании.

Союз прагматизма и геополитики

Закупка Турцией истребителей Eurofighter Typhoon отражает не только её стремление модернизировать устаревший парк оперативно-тактической авиации, но и широкую реконфигурацию оборонной политики Анкары. На фоне замедленного развития национальных проектов и неопределённости с поставками американских самолётов, Typhoon стал компромиссом между политикой, технологиями и альянсами.

Эта сделка, несомненно, укрепит военно-политические связи Анкары с европейскими центрами силы и добавит программе Eurofighter столь необходимый элемент актуальности в быстро меняющемся мире спроса на боевую авиацию.