Французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Dassault Rafale и его модификации

Многоцелевой истребитель четвертого поколения Dassault Rafale (“Дассо Рафаль”), разработан аэрокосмической компанией Dassault Aviation и был принят на вооружение ВВС и ВМС Франции в 2004 году. Всего, Франция произвела около 400 единиц истребителей Rafale, которые также стоят на вооружении таких стран, как Индия, Египет, Катар и Греция.

истребители Dassault Rafale
Французские истребители Dassault Rafale

Французский истребитель “Дассо Рафаль” выпускается в трех вариантах: одноместный Rafale-C наземного базирования, одноместный Rafale-M палубного базирования и двухместный Rafale-B наземного базирования. Также, существует модификация истребителя Rafale-BM, способного нести на борту ядерное оружие. Ориентировочная экспортная стоимость истребителя Rafale-C с блоком модернизации F4 составляет около 160-180 миллионов долларов. Ближайшим аналогом французского истребителя, по некоторым тактико-техническим характеристикам, является многоцелевой российский истребитель Су-30.

Характеристики

Летные качества. Истребитель Rafale оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой M88-2-Е4 от французской аэрокосмической корпорации SNECMA. На высоте более 10 км, самолет способен развивать скорость в 2200 км/ч, а на малых высотах в 1390 км/ч.

Средний боевой радиус истребителя Rafale составляет 1389-1800 км и зависит от массы боевой нагрузки. Самолет способен покрыть расстояние в одну сторону до 3700 км (с дополнительными баками) и имеет практический потолок высоты в 15240 метров. Длина истребителя составляет 15,27 метра, с размахом крыла в 10,9 метра.

Вооружение. Кроме стандартной авиационной 30-мм автоматической пушки GIAT 30/M791, французский самолет имеет 14 внешних точек подвески для различного вооружения. Истребитель Rafale оснащается широкой номенклатурой вооружения класса воздух-земля, такой как ракеты Apache с кассетной боевой частью, SCALP-EG с проникающей боевой частью, а также модульными планирующими авиабомбами AASM (HAMMER).

Кроме этого, истребитель может нести на борту противокорабельные ракеты Exocet, широкий выбор американских планирующих авиабомб GBU с лазерным наведением, а также свободнопадающие авиабомбы типа Mark 82.

Вооружение класса воздух-воздух, представлено на “Дассо Рафаль” ракетами малой дальности R.550 Magic, ракетой с активным радиолокационным наведением Meteor, а также многоцелевыми ракетами MICA, с дальностью поражения до 80 км.

Также, истребитель Rafale может оснащаться французской крылатой ракетой средней дальности ASMP-A с термоядерной боеголовкой в 300 Кт. Эта ракета имеет скорость в 3 Маха (3579 км/ч) и дальность полета в 500 км.

Варианты и модификации

Варианты. Как уже было сказано выше, истребитель Rafale выпускается в палубном и двух наземных вариантах. Разница между одноместным и двухместным вариантом “Дассо Рафаль” наземного базирования, состоит в том, что последний имеет дополнительное радиоэлектронное оборудование на борту, которое управляется отдельным пилотом.

Все три варианта отличаются по массе: Rafale-C имеет массу без вооружения в 9,85 тонны, Rafale-M — 10,6 тонн и Rafale-В в 10,3 тонны. Максимальный взлетный вес всех трех вариантов составляет 24,5 тонны.

На данный момент, ВМС Франции имеют на вооружении 42 единицы палубного варианта Rafale-М, который базируется на авианосце “Шарль де Голль”.

Модификации. В 2012 году, ввиду отсутствия покупателей, Франция почти свернула производство истребителей Rafale, полностью в количественном эквиваленте оснастив свои ВВС и ВМС. Однако, в это время, положение спасла Индия, подписав контракт с Францией на поставку 180 единиц “Дассо Рафаль”.

Модернизированные французские истребители получают особый индекс. Первая модернизация F3 началась в 2009 году. Модернизации в основном касаются программного обеспечения и его совместимости с новым вооружением, а также авионики, радиосвязи, модуля лазерного наведения и РЛС.

В 2018 году, вышла модификация Rafale F3R с новым программным обеспечением для ракеты Meteor BVR. В 2014 году началась модернизация истребителей до блока F4. В самолет интегрировали программное обеспечение, для возможности участия в сетицентрической войне.