Французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Dassault Rafale и его модификации

Французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения Rafale (“Рафаль”), разработанный компанией Dassault Aviation был принят на вооружение в 2001 году. Этот самолет был создан как универсальная платформа для выполнения задач завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по наземным целям, ведения разведки и ядерного сдерживания. Rafale обладает высокой манёвренностью, развитой системой управления вооружением, современным РЛС с АФАР и интеграцией в сетевые структуры управления боем.

Истребитель Dassault Rafale с дополнительными топливными баками, которые увеличивают его боевой радиус до 1850 км

Стоимость

Стоимость одного истребителя Rafale варьируется в зависимости от модификации, конфигурации оборудования и условий контракта. Базовая цена серийного самолёта в версии F3R составляет порядка 100-120 миллионов долларов США за единицу без учёта вооружения, обслуживания и обучения персонала.

При заключении экспортных контрактов с полным пакетом — включая запчасти, логистику, вооружение, подготовку пилотов и технических специалистов — стоимость может возрастать до 200-250 миллионов долларов за самолёт. Например, именно такую структуру имели сделки с Индией (36 истребителей за более чем 8 млрд долларов) и Объединёнными Арабскими Эмиратами (80 истребителей за 19 млрд долларов).

Разработка новой версии Rafale F4.1 обошлась французскому бюджету примерно в 2 млрд евро, что дополнительно увеличивает стоимость серийных машин при переходе на новый стандарт.

Тактико-технические характеристики

Конфигурация Dassault Rafale, выполненный по схеме “утка” с передним горизонтальным оперением и интегральной аэродинамической компоновкой. Такая конструкция обеспечивает высокую манёвренность на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, а также устойчивость при больших углах атаки.

Истребитель оснащён двумя турбореактивными двигателями Snecma M88-2, каждый из которых развивает тягу до 7,5 тонн с форсажем. Максимальная скорость составляет 1,8 Махов (около 1900 км/ч) с практическим потолком высоты около 15 000 метров.

Боевой радиус истребителя составляет 1 100 км, а с дополнительными топливными баками этот показатель увеличивается до 1 850 км. Перегонная дальность самолета достигает 3 700 км.

Авионика и РЛС

Истребитель оснащён многофункциональной РЛС RBE2 AA с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), обеспечивающей обнаружение воздушных целей на дистанции до 200 км и одновременное сопровождение нескольких целей. Комплекс РЭБ и самообороны SPECTRA включает РЛ-предупреждение, постановку помех и ложных целей, а также возможность применения активных и пассивных средств уклонения.

Система управления вооружением интегрирована в архитектуру цифрового обмена данными, обеспечивая полную совместимость с сетевыми системами НАТО. На борту имеется прицельно-навигационный контейнер TALIOS и оптоэлектронная станция поиска и сопровождения целей OSF в инфракрасном диапазоне.

Вооружение

Rafale имеет 14 точек подвески (у версии M — 13) и способен нести до 9,5 тонн боевой нагрузки, включая управляемые и неуправляемые боеприпасы различного назначения. Он вооружён встроенной 30-мм пушкой GIAT 30M791 с боезапасом в 125 снарядов, эффективной в ближнем бою и при штурмовке наземных целей.

В спектре вооружения класса “воздух-воздух” — ракеты MICA IR/EM ближнего и средней дальности, а также Meteor с активной РЛ ГСН. Для ударов по наземным и морским целям применяются управляемые бомбы AASM, планирующие авиабомбы класса JDAM, крылатые ракеты SCALP-EG, и противокорабельные ракеты AM39 Exocet.

Носитель ядерного оружия

Французский Rafale получил возможность нести ядерное оружие не сразу. Реальная интеграция крылатой ракеты (КР) ASMP-A с термоядерной боеголовкой мощностью до 300 кт — началась с модификации F3. Позднее, с выходом обновлённой версии Rafale F3R, истребитель прошёл полную сертификацию на применение ядерного вооружения — в первую очередь в варианте Rafale B, который используется ВВС как штатный носитель.

Новая модификация F4.1, сохраняет ядерную функцию с добавлением новой КР ASMPA-R и закладывает основу для будущей замены этих ракет на перспективную гиперзвуковую ракету ASN4G.

Варианты и модернизация

  • Rafale A — первый вариант, поднявшийся в воздух в 1986 году. Не имел вооружения и применялся для отработки аэродинамики и цифровой электродистанционной системы управления (ФБСУ).
  • Rafale B — двухместный вариант для ВКС Франции. Используется для ударных миссий, обучения и задач ядерного сдерживания. Практически не уступает одноместной версии в боевой эффективности.
  • Rafale C — одноместный истребитель для ВВС Франции. Основной вариант, принятый на вооружение с 2004 года. Оборудован РЛС RBE2 (позже RBE2 AA с АФАР), системой электронного противодействия SPECTRA и возможностью применения широкого спектра вооружения.
  • Rafale M — палубная версия для ВМС Франции. Оснащён усиленным шасси и тормозным крюком. Приспособлен для взлёта с трамплина и катапульт. Эксплуатируется на авианосце “Шарль де Голль”.

Модификации Rafale F2/F3/F3R/F4.1

  • F2 (2006) — добавлена возможность применения противокорабельных ракет AM39 Exocet, управляемых авиабомб GBU и корректируемых боеприпасов.
  • F3 (2008) — полноценная многоцелевая конфигурация: истребитель, ударная платформа и носитель ядерного оружия (ASMP-A).
  • F3R (2019) — усовершенствована РЛС RBE2 AA, интеграция ракеты MBDA Meteor, системы целеуказания TALIOS. Носитель ядерного оружия (ASMP-A).
  • F4.1 (2023) — улучшенная сетевая интеграция, ИИ-алгоритмы, улучшенное РЭБ, новый дисплей, модернизация боеприпасов и связи. Вариант F4.1 прошёл сертификацию в 2023 году. Носитель ядерного оружия (ASMP-A и ASMPA-R).