Французская высокоточная планирующая авиабомба с твердотопливным двигателем AASM (HAMMER). Мнение

Министр обороны Франции Себастьян Лекорню, в эфире радиостанции France Inter заявил, что в ближайшее время Украина получит крылатые ракеты Scalp-EG, а также высокоточные планирующие авиабомбы AASM, которыми с 2007 года вооружены французские истребители Dassault Rafale и Mirage 2000. Аббревиатура AASM расшифровывается как Armement Air-Sol Modulaire (модульное вооружение класса “воздух-земля”). С 2011 года, этому типу авиабомб начали присваивать коммерческую аббревиатуру HAMMER (модульный боеприпас повышенной маневренности повышенной дальности). Попробуем разобраться, что представляет из себя по тактическим характеристикам, данный французский авиационный боеприпас.

Авиабомба AASM
Высокоточная планирующая авиабомба AASM (HAMMER или A2SM)

Преимуществом французской авиабомбы AASM является ее модульность, применительно к системе навигации. Различная компоновка наведения, способна расширить круг задач высокоточного боеприпаса. Однако, многие западные военные эксперты считают, что “модульность” французских авиабомб AASM является маркетинговым решением, которое оправдывает высокую стоимость авиационного боеприпаса. Цена на авиабомбу доходит до 300 тысяч долларов, что значительно выше по стоимости, чем американское семейство высокоточных планирующих авиабомб JDAM. Отметим, что настоящим модульным авиационным боеприпасом является российский комплекс “Гром”, который имеет ракетный модуль с двигателем, но может использоваться и как обычная планирующая авиабомба без двигателя.

Модификации и характеристики

Компоновка французской авиабомбы AASM (HAMMER) выполнена по стандартной схеме для этого типа боеприпаса. На носу расположены короткие крылья для планирования, а также система наведения. Корма авиабомбы оснащена крыльями для маневренности, а также небольшим твердотопливным ракетным двигателем. Авиабомба совместима с подвесками и программным обеспечением французских истребителей типа Dassault Rafale и Mirage, а также с американским F-16.

Осколочно-фугасная боевая часть авиабомбы в базовом варианте весит 90 кг, относится к типу CBEMS/BANG и является модификацией боеголовки обычной американской неуправляемой авиабомбы Mark 82 (BLU-111).

Наведение базовой версии является инерциальным с добавлением навигации по GPS. Эта версия имеет индекс SBU-38 (Smart Bomb Unit). Если к базовой версии добавляется модуль инфракрасного самонаведения (IIR), для поражения движущихся целей, — этот вариант имеет индекс SBU-54. В 2013 году, была анонсирована авиабомба AASM с модулями инерциального и GPS наведения, а также дополнительного лазерного наведения (SALH). Этот боеприпас получил индекс SBU-64.

Авиабомба AASM
Авиабомба AASM при сбросе с истребителя

Характеристики. Общая масса авиабомбы с боеголовкой в 90 кг составляет 340 кг (по другой версии 250 кг), а ее длинна равна 3,1 метра. При сбросе с истребителя на высоте 10 км, авиабомба способна поразить цель на расстоянии до 70 км. При малых высотах, бомба планирует на дальность до 15-20 км.

Также, авиабомба AASM (HAMMER) существует в версиях массой в 125 кг и 1000 кг. Эти модификации являются экспериментальными и пока не приняты на вооружение ВВС Франции.

Основные операторы и стоимость

Кроме Франции, основными операторами авиабомбы AASM (HAMMER) являются такие страны, как Катар, Марокко, Индия и Египет. В отличии от американской авиабомбы типа Mark с комплектом планирования JDAM (Joint Direct Attack Munition), французский вариант высокоточного боеприпаса не пользуется большим спросом на мировом рынки вооружения, за счет своей высокой средней экспортной стоимости в 300 тысяч долларов.

На данный момент, большинством стран признана низкая эффективность использования в ракетном и бомбовом вооружении лазерного и инфракрасного наведения, которое также установлено на авиабомбах AASM. Эти типы наведения напрямую зависимы от погодных условий.

Большая часть цены авиабомбы приходится на твердотопливный ракетный двигатель авиационного боеприпаса, с неясным функционалом. Очевидно, что двигатель на авиабомбе выполняет функции не увеличения дальности планирования, а более точного наведения на цель, за счет взаимодействия с хвостовым оперением. Это понятно по ее общедоступным тактическим характеристикам, в которых дальность планирования авиабомбы напрямую зависит от высоты сброса, в отличии от последней американской версии JDAM-ER с дальностью поражения до 70 км и реактивным двигателем в хвостовой части.

Однако, настоящую конкуренцию французским AASM (HAMMER) составляют не американские авиабомбы JDAM, а российские ФАБ-500 с модулем управления и коррекции (УМПК), способные без двигателя планировать на расстояние до 60 км и средней стоимостью в 50-70 тысяч долларов. ФАБ-1500, в комплект УМПК которого входит импульсно-реактивный двигатель, способна достичь дальности 100-150 км, при весе в 1,5 тонны.

В 2024 году, к операторам французской авиабомбы AASM (HAMMER) добавится и ВВС Украины. Пока не совсем понятно, каким образом Киев адаптирует французский боеприпас под свои самолеты. С большей долей вероятности, этим самолетом опять станет советский Су-24 третьего поколения, который ранее модифицировали под крылатые ракеты Storm Shadow/SCALP-EG и которых у ВВС Украине осталось несколько единиц. Однако, Париж обещал передать Украине 600 планирующих управляемых авиабомб AASM на протяжении 2024 года, для которых потребуется множество носителей.