Истребитель F-16 “Боевой сокол”: мнение о самолете НАТО

С начала 2023 года, в западной и российской прессе, все чаще начали вестись разговоры, со ссылкой на высокопоставленных чиновников НАТО и Евросоюза, о передаче Киеву американских истребителей четвертого поколения Ф-16. Попробуем разобраться, что из себя представляет истребитель F-16 “Боевой сокол” (Fighting Falcon), который стоит на вооружении около 30-ти стран мира. Также, мы сравним летные и технические характеристики F-16 с новейшем российским истребителем МиГ-31, который сейчас все чаще появляется в зоне СВО на Украине. Отметим, что сравнение натовского F-16 с МиГ-29 или СУ-27 является не релевантным, так как первый немного устарел, а второй, не совсем подходит по классу.

Содержание:

Истребитель F-16 "Fighting Falcon"
Истребитель F-16 “Fighting Falcon” (Файтинг Фалкон) стоит в среднем 34 миллиона долларов, начиная от модификации F-16D Block 52. Для сравнения, новейшая модификация МиГ-31 с современной РЛС и ракетами “Кинжал” на борту, обойдется приблизительно в 40 миллионов

Количество F-16 в странах НАТО

Сейчас Пентагон начал активную массмедийную компанию по подталкиванию стран НАТО к решению о передаче Зеленскому истребителей F-16, которых у европейцев достаточно большое количество, в отличии от танков “Леопард” и “Абрамс”, которые в предыдущей компании, нужно было буквально “выдергивать” у некоторых стран.

Легкий боевой истребитель F-16 “Боевой сокол”, начал разрабатываться в 1974 году американской компанией “General Dynamics” и является самым успешным коммерческим продуктом военно-промышленного комплекса США.

Американцы продавали свои “Соколы” в такие страны, как Бахрейн, Венесуэла, Пакистан Китай, Оман, а также их покупали натовские партнеры — Бельгия, Нидерланды, Польша и другие.

Всего США с 1974 года выпустила более 4 600 истребителей такого класса и они по-прежнему производятся в массовом порядке.

Нужно отметить, что сейчас действует международный консорциум проекта F-16 в Европе, где различные компании Евросоюза, такие как к примеру голландский “Fokker”, производят детали этого истребителя. Иными словами, у F-16 нет дефицита запчастей и основных боевых модулей.

Страны НАТО имеют на своем вооружении различные модификации F-16 от устаревших моделей, до достаточно современных, как у Польши с модификацией “Блок 52”, которая имеет высокую тягу двигателя, новый радар, а также противокорабельные ракеты и управляемые бомбы.

На данный момент, страны НАТО имеют на своем вооружении более 500 истребителей F-16 (количество самолетов без Турции и США), поэтому могут их поставить на Украину в достаточно большом количестве, учитывая развитую логистику и материально-техническую базу для этих боевых летательных машин в самой Европе.

F-16 на Украине

Совершенно очевидно, что истребители F-16, нужны Киеву, для попытки установить хотя бы паритет господства в воздухе, без которого невозможно ни одно широкомасштабное наступление, которое режим Зеленского анонсирует в прессе каждый месяц.

Однако, их поставка на Украину вызывает множество скептических мнений, первым из которых является отсутствие подготовленных пилотов. Очевидно, что как Европа, так и США, не будет бросать своих опытных летчиков в небо Незалежной, где им придётся столкнутся не только с различными российскими ПВО, но и с опытными русскими пилотами, которые имеют астрономическое число вылетов, а многие еще и прошли сирийскую военную компанию.

Истребитель F-16 требует опытного пилота, для сражения в воздухе с самолетами противника, а Украина таких специалистов не имеет. Те редкие украинские летчики, которые появляются в зоне СВО на МиГ-29, при виде российских МиГ-31 или СУ-27, пытаются избегать “воздушной драки”.

Интересен тот факт, что в истребитель F-16 “Fighting Falcon”, для его использования в небе Украины, могут быть посажены летчики частных военно-воздушных компаний США, таких как “Airborne Tactical Advantage Company” или “Draken International”, пилоты которых имеют опыт полетов на некоторых старых истребителях F-16.

Еще одной проблемой использования натовских истребителей в небе Украины, является отсутствие “аэродромов подскока” в самой Незалежной. Редкая военная авиация Украины сейчас взлетает с площадок Румынии и Польши, а после, самолет достаточно долго летит на юго-восток Украины и “светится как новогодняя елка” на всех радарах российских ПВО.

Для эффективного использования истребителей F-16 против российских МиГов и СУ, нужны аэродромы ближе к зоне военных действий. Однако, такие “площадки подскока” на Украине, будут уничтожаться российской армией в короткий срок, так как ВФУ не имеет достаточного количество ПВО, по аналогу с русскими ЗРПК “Бук”, «Тор» или «Панцирь-С».

Сравнение F-16 и МиГ-31

Сверхзвуковой двухместный истребитель перехватчик МиГ-31, начал производится еще в СССР в середине 1970-х годов и за все время эксплуатации прошел множество модификаций, которые изменили его боевые качества до неузнаваемости.

Сейчас, ВКС России насчитывают более 500 единиц МиГ-31 различных модификаций, самой распространённой из которых является истребитель с литерой БМ.

  • Истребитель МиГ-31 имеет более мощную шестиствольную пушку калибром в 23 мм, по сравнению с F-16 с его 20 мм. Однако, у американского истребителя в полтора раза больше боезапас в 511 снарядов.
  • Американский F-16 оснащен типами ракет воздух-воздух только малой и средней дальности, которые способны поражать цели до 100 км, а российский МиГ-31 имеет четыре управляемые ракеты Р-60М еще и большой дальности.
  • F-16 имеет достаточно скромную максимальную сверхзвуковую скорость в 2178 км/ч на высоте 12 200 метров, в отличии от МиГ-31, который может достигать скорости 3600 км/ч с потолком полета в 21 500 метров. Практический потолок высоты F-16 это 15 240 метров.
  • Российский МиГ-31 имеет боевой радиус полета (туда и обратно) в 720 км, без дополнительных баков топлива, а F-16, с модификацией “Блок 50” и выше, умеет летать на 1565 км с дополнительными баками топлива.
  • Практическая дальность (только туда) F-16 составляет 4472 км с доп. баками, а МиГ-31 с доп. баками в 3000 км. Однако российский истребитель может заправляться в воздухе, увеличивая дальность полета до 5 000 км.
  • Новые модификации Миг-31 имеют на своем вооружении аэробаллистическую ракету «Кинжал» (воздух-поверхность) с радиусом действия более 2000 км, а на F-16 можно опционально установить тактические ракеты AGM-65 “Maverick” воздух-поверхность.

Читайте также: Использование МиГ-31БМ в зоне СВО: подробности о новейшем истребители России

F-16 против МиГ-31 на Украине

Очевидно, что выбор F-16 для военной поддержки режима Зеленского странами НАТО не является случайностью, так как американский “Боевой сокол” имеет боевой радиус полета в 1 500 км, а расстояние от границ Польши до российского Донецка составляет около 1 000 км. Но на этом, все преимущества хваленого F-16 и заканчиваются.

Натовский истребитель имеет небольшую скорость по сравнению с МиГ-31 или со сверхтяжелым СУ-27 любой модификации. Такая скромная скорость, оставляет “фронтмену” ВВС США мало шансов при столкновении в небе с российскими ВКС. Кроме этого, F-16 имеет небольшой потолок полета и у него отсутствуют управляемые ракеты большой дальности, по сравнению с нашим МиГ-31.

Именно отсутствие на борту F-16 ракет большой дальности воздух-воздух, не позволяет ему поражать цели на большом расстоянии, учитывая тот факт, что данный самолет будет прилетать в зону СВО из Польши, Венгрии или Словакии.