Многоцелевой истребитель 4-го поколения Mirage 2000 (“Мираж-2000”), разработан авиакомпанией Dassault Group в 1970-х годах и принят на вооружении ВВС Франции в 1984 году. Последними версиями истребителя являются вариант Mirage 2000-5/5F. Всего, компанией Dassault было построено около 600 единиц этого боевого самолета, который в настоящий момент не производится.

Экспортная стоимость французского истребителя в модернизированном варианте Mirage 2000-5F в среднем составляет 70-80 млн долларов. Самым дорогим считается вариант истребителя-бомбардировщика с ядерным оружием на борту (2000N).
Операторы. Кроме Франции, основными операторами истребителя четвертого поколения Dassault Mirage 2000, являются такие страны, как Индия, ОАЭ, Тайвань, Греция, Египет, Катар и Бразилия. С 2007 года, французская аэрокосмическая компания Dassault Aviation прекратила производство Dassault Mirage 2000, так как Париж решил постепенно заменить эти самолеты более новыми истребителями “Dassault Rafale”, принятыми на вооружение ВВС Франции в 2006 году.
Модификации. Dassault Mirage 2000 поступил на вооружение французских ВВС в 1984 году и на данный момент насчитывает 10 модификаций, таких как истребитель-перехватчик (вариант 2000С), истребитель-бомбардировщик (вариант 2000D), ударный истребитель-бомбардировщик с ядерным оружием на борту (2000N), одноместный разведчик (2000R), а также разные модели учебных самолетов.
Последней модернизированной версией французского боевого самолета является Mirage 2000-5F. На данный момент, французские ВВС имеют около 150 единиц Dassault Mirage 2000 в различных модификациях.
Технические характеристики Mirage 2000 подчеркивают его универсальность. Максимальная скорость составляет 2 336 км/ч, дальность полета без дозаправки достигает 1 550 км, а радиус боевого действия — около 800 км. Самолет способен нести до 6 300 кг боевой нагрузки на девяти внешних узлах подвески.
Эти характеристики, вместе с надежностью и сравнительно низкими эксплуатационными затратами, сделали Mirage 2000 востребованным как во Франции, так и за ее пределами, где он активно экспортировался и применялся в различных военных конфликтах.
Нужно отметить, что по своим летным характеристикам, Dassault Mirage 2000 проигрывает российскому МиГ-31, который находится в таком же классе боевых самолетов. Российский истребитель-перехватчик имеет скорость в 3100 км/ч с практическим потолком в 21500 м.
Радар, установленный на Mirage 2000, зависит от модификации самолета. В базовой версии истребителя используется радар RDM (Radar Doppler Multimode), который обеспечивает дальность обнаружения воздушных целей на расстоянии до 70–80 км.
В модернизированных версиях, таких как Mirage 2000-5F, устанавливается Thales RDY (радар с доплеровской мультицелевой функцией), значительно превосходящий RDM по характеристикам. RDY позволяет обнаруживать и сопровождать цели на дальностях до 100–130 км в зависимости от размеров цели и условий работы радара. Для крупных объектов, таких как транспортные самолеты, дальность обнаружения может достигать еще больших значений.
Эти радары обладают многорежимной функциональностью, включая работу в режиме “воздух-воздух” для захвата и сопровождения воздушных целей, а также в режимах “воздух-земля” и “воздух-море”для обнаружения и атаки на наземные или морские объекты.
Вооружение Mirage 2000 включает в себя встроенную пушечную установку с двумя 30-мм пушками DEFA 554 с боезапасом 125 снарядов на каждую. Для поражения воздушных целей, истребитель Dassault Mirage 2000 может использовать ракеты ближнего действия Matra Magic II, а также управляемые ракеты средней дальности MBDA Super 530D.
В более поздних модификациях Mirage 2000-5F, самолет оснащается ракетами MICA с активным радиолокационным наведением. Для ударов по наземным целям, Mirage 2000 несет широкий спектр вооружения, включая управляемые бомбы, ракеты класса “воздух-земля” и свободнопадающие бомбы. Также самолет может быть оснащен подвесными топливными баками для увеличения дальности полета.
Двигатель. Истребитель Dassault Mirage 2000 оснащен одним турбореактивным двигателем с форсажной камерой SNECMA M53. Этот двигатель обеспечивает высокую тяговооруженность и скорость около 2 Маха и потолок высоты более 18 000 метров (кроме варианта 2000C, потолок которого выше).
Экипаж Mirage 2000 состоит из одного пилота, за исключением учебно-боевых модификаций, где предусмотрено место для второго члена экипажа. Кабина оснащена системами управления и индикации с многофункциональными дисплеями, что упрощает выполнение боевых задач.
Система управления полетом основана на цифровой электродистанционной системе (fly-by-wire), которая значительно повышает устойчивость и управляемость самолета.
Авионика истребителя Mirage 2000 включает в себя радар RDM или более современные версии, такие как RDY, предназначенные для обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей.
Навигационная система боевого самолета оснащена инерциальной платформой и системой глобального позиционирования GPS. Кроме того, истребитель оборудован системой обнаружения угроз и радиолокационного предупреждения, а также средствами радиоэлектронной борьбы.
Аналоги. Истребитель Dassault Mirage 2000 по своим аэродинамически характеристикам и вооружению, больше напоминает американский одноместный истребитель F-16 “Fighting Falcon” или советский МиГ-29.