Похоже, что планирующие авиабомбы ВВС США заслужили плохую репутацию на основании ударов по гражданским объектам. В первой половине марта 2023 года стало известно, что США передали Киеву планирующие авиабомбы дальнего радиуса действия JDAM-ER с GPS наведением, которые ВСУ применяли не по назначению. В октябре 2023 года, ЦАХАЛ применил авиабомбу JDAM-ER по гражданской больнице в Секторе Газа, что повлекло за собой большие потери и разрушения.
Нужно отметить, что JDAM-ER это не название авиабомбы, а наименование совместного проекта ВВС США и компании “Boeing”, который был начат еще в 1997 году. В рамках этого проекта, обычные авиационные бомбы (dumb bombs) начали оснащаться оперением и хвостовым блоком для планирования, а сам боеприпас еще и получил способ наведения по GPS.
JDAM это аббревиатура, которая расшифровывается как “Joint Direct Attack Munition-Extended Range” (объединённый боеприпас точечного поражения с расширенным радиусом действия).
Аббревиатура “ER” или Extended Range дословно означает расширенный диапазон (дальность), которая увеличивает расстояние планирования боеприпаса до 100 км за счет комплекта Diamondback с более длинными крыльями.
В рамках этого проекта, Пентагон начал изготавливать планирующие авиационные бомбы GBU или “Guided Bomb Unit” (управляемый бомбовый блок), который изначально был оснащен лазерной головкой наведения на цель. Однако позже, американцы поставили на боеприпас и GPS, так как лазерное наведение может получить искажения ближе к поверхности, связанные с погодными условиями.
Нужно отметить, что как американские ВВС, так и истребители Израиля используют в основном два типа авиабомб с комплектом JDAM-ER, — GBU-38 с весом боевой части в 230 кг и GBU-31 массой в 910 кг.
Эти планирующие бомбы GBU, ставятся на более чем 20 моделей американских боевых самолетов, таких как к примеру F-22 “Raptor” или F-16C “Fighting Falcon”.
Планирующие бомбы GBU имеют более 12 модификаций, от устаревших GBU-10 “Paveway”, до новых GBU-39 малого диаметра. Стоимость таких авиабомб равняется от 50 до 70 тысяч долларов США за единицу, а их дальность планирующего полета (без использования Extended Range) зависит от общего веса — GBU-39 (малая) умеет планировать на расстояние 110 км, а GBU-27 “Paveway III” с общей массой в 900 кг, достигает дальности всего в 19 км.
Авиационные бомбы проекта JDAM-ER выпускаются с носителя с пределом высоты до 14 км, а после планируют на цель используя лазерное и GPS наведение. Начальная скорость такой планируемой авиабомбы (GBU), зависит от скорости самого боевого самолета. Как правило она несколько меньше сверхзвуковой скорости и составляет 900-1000 км/ч.
Боевая часть бомб проекта JDAM-ER является фугасно-проникающей и способна разрушать бетонные объекты от 1 метра и нанести разрушения в радиусе 150 метров.
Совершенно очевидно, что США передали неизвестное количество боеприпасов воздух-поверхность Украине, для эксперимента с носителем. Предполагается, что режим Зеленского сможет произвести (или уже произвел) универсальный блок, для установки авиабомб GBU на боевые самолеты советского производства моделей Су или МиГ.
В 2023 году, Россия начала производство модулей УМПК для авиабомб высокой мощности ФАБ-1500, которые легко устанавливаются на фронтовые тактические истребители-бомбардировщики Су-24М и Су-34, штурмовики Су-25 и Су-28 «Грач», а также на сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160.