ФАБ-500 М-62: Россия применяет “умные” авиабомбы в районе Угледара

Авиабомба ФАБ-500 начала выпускаться советским ВПК еще в 1960-х годах, для вооружения тяжелых бомбардировщиков. В 2023 году появились сообщения, что российские ВВС начали наносить в районе Угледара поражение противнику с помощью модернизированной авиационной бомбы ФАБ-500 М-62 с модулем планирования и коррекции (УМПК), которая также оснащена блоком навигации GPS/ГЛОНАСС.

Авиационная бомба ФАБ-500 М-62
Авиационная бомба ФАБ-500 М-62 (без модернизации) на российском боевом самолете. Фото t.me/fighter_bomber

На данный момент, модернизированная авиабомба ФАБ-500 М-62 имеет дальность планирования с самолета-носителя до 60 км. Мощность авиационного боеприпаса позволяет пробивать бетонные сооружения на глубину до 3 метров и оставлять после себя воронку в 8,5 метров. В зоне СВО на Украине, авиабомбу ФАБ-500 с модулем планирования и коррекции называют УФАБ-500.

Характеристики авиабомбы ФАБ-500 М62

  • Полное название: неуправляемая фугасная авиационная бомба ФАБ-500.
  • Варианты выпуска: М-54 (1954 год), М-62 (1962).
  • Модернизация: управляемая планирующая ФАБ-500 М-62 с 2019-2023 года (точных данных нет).
  • Модули модернизации: блок планирования и коррекции (МПК), комплект стабилизаторов, блок навигации GPS/ГЛОНАСС.
  • Дальность планирования: 40-60 км.
  • Боеголовка: фугасно-проникающая с контактным взрывателем, осколочно-фугасная.
  • Вес боевой части: 500 кг.
  • Глубина поражения: 3 метра.
  • Носители: советский тяжелый сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик типа Ту-22М, после модернизации — Су-35 и Су-34.
  • Скорость: зависит от скорости носителя.
  • Производитель: модернизация ГНПП «Базальт».
  • Стоимость: около 700 тысяч рублей по различным источникам.

История создания

Первые фугасные тяжёлые авиабомбы ФАБ-500 М-54, начали выпускать для ВВС Советского Союза в 1954 году.

В 1962 году, был выпущен вариант авиабомбы с литерой М-62 и с низким лобовым сопротивлением, а после появился боеприпас и с литерой M-62T (термостойкий), предназначенный для автоматической системы бомбометания “Пеленг” с одноместного разведчика-бомбардировщика МиГ, идущего на высокой скорости.

Всего, эта авиабомба имеет 17 модификаций, которые в основном касаются способа ее спуска и боевой части.

Модернизация

В 1980-х годах, на вооружение советских ВВС поступили модернизированные авиабомбы на основе ФАБ-500, которые получили название КАБ-500Кр, а также головку самонаведения (лазерная) и направляющие ребра, для планирования боеприпаса, выпущенного с самолета носителя.

Только в 2019 году, управляемая бомба КАБ-500 обрела спутниковую систему наведения GPS/ГЛОНАСС (КАБ-500С-Э) и вероятно, что в это же время, на неуправляемые бомбы ФАБ варианта М-62, начали ставить комплект, состоящий из блоков планирования и навигации, аналогичный американскому JDAM.

На данный момент, отличием авиабомбы ФАБ-500 М-62 от КАБ-500С-Э, является опционально устанавливаемые модули планирования и навигации, что значительно снижает ее цену при аналогичном весе боевой части в 500 кг. КАБ-500С-Э стоит более 3 миллионов рублей, а ФАБ-500 М-62 с добавленными модулями обходится примерно в 2-2,5 миллиона.

Модель авиабомбы ФАБ-500 М-62 с модулем планирования типа JDAM

Боевое применение

Впервые, авиабомбы ФАБ начали применять советские ВВС еще в Афганистане в 1980-х годах. После, значительно позже, в 2015 году, этот российский авиационный боеприпас отметился в Сирийской Республике, а в марте 2022 года, многоцелевые сверхманёвренные истребитель ВКС России Су-35, нанесли удары по укреплениям ВСУ на Украине.

Впервые, сообщения о том, что ФАБ-500 М-62 исползуются вместе с комплектами планирования и наведения типа JDAM, начали поступать в начале апреля 2023 года, когда российские ВВС нанесли удары по бетонным сооружениям ВСУ в районе Угледара.