Штурмовик Су-25 “Грач”: вооружение и история создания

Советско-российский штурмовик Су-25 “Грач” является самым распространённым боевым самолетом, предназначенным для поддержки пехоты на поле боя. Самолет “Сухого” имеет множество модификаций с разными характеристиками и начал производиться в 1975 году. На данный момент выпущено более 1,3 тысяч “Грачей”, которые стоят на вооружении ВВС 25 стран мира. ВКС России имеют около 200 штурмовиков этого класса, большая часть которых приходится на модификацию Су-25СМ3.

Содержание:

Су-25СМ3 Грач
Из-за своих крыльев малой стреловидности и большого удлинения, по сравнению с Су-27 и МиГ-29, а также по контуру формы носовой части, советскому штурмовику дали прозвище “Грач” еще в начале 1980-х годов, во время военных операций в Афганистане

Характеристики Су-25СМ3

  • Официальное название: боевой одноместный штурмовик Су-25 (изделие Т-8), “Frogfoot” (лягушачья лапа) по классификации НАТО.
  • Экипаж: 1 человек.
  • Длина: 15,36 метров.
  • Максимальная масса с топливом и вооружением: 17 600 кг.
  • Максимальная скорость: 950 км/ч, дозвуковая.
  • Дальность в одну сторону: 1950 км.
  • Боевой радиус: на высоте 640 км, у поверхности 495 км (без дополнительных баков).
  • Практический потолок высоты: 7 км.
  • Высота боевого применения: 5 км
  • Вооружение: мелкокалиберная пушка 30-мм ГШ-30-2 
  • Управляемые боеприпасы: 2 управляемые ракеты “воздух-воздух” Р-73, 4 ракеты “воздух-поверхность” Х-25МЛ.
  • Неуправляемые боеприпасы: на выбор — ракеты “воздух-поверхность” С-5 (256 шт), С-8 (160 шт), С-13 (40шт), С-25 (8 шт).
  • Авиационные бомбы: ФАБ-500, ФАБ-250.
  • Оборудование: бортовой комплекс обороны, спутниковая навигация ГЛОНАСС, авиационный прицельно-навигационный комплекс “Гефест”.
  • Начало производства: 1975 год.
  • На вооружении СССР: 1981 год.
  • Производитель: ОКБ “Сухого”, Улан-Удэнский авиационный завод.
  • Всего выпущено: более 1,3 тысяч единиц разных модификаций.
  • Прекращение производства: 2017 год.
  • Количество на вооружении России: 200 единиц, из них Су-25СМ3 139 шт.
  • Стоимость: 10 миллионов долларов (базовая модель Су-25), модернизация до Су-25СМ3 (ещё 6 миллионов долларов).

История создания

После Второй мировой войны, советские ВВС отказались от идеи боевых самолетов-штурмовиков, передав множество функций истребителям-бомбардировщикам, первым из которых стал сверхзвуковой всепогодный Су-27, который начал производится в 1977 году.

Однако в это же время, в СССР возникла проблема — даже из-за высоких дозвуковых скоростей, сверхзвуковые боевые самолеты Су-27 и фронтовой истребитель МиГ-29 — не могли эффективно поражать мобильные цели (пехота и легкобронированная техника в движении) на поле боя.

Очевидно, что в этот период, для ВВС СССР нужен был менее скоростной штурмовой боевой самолет, легкий в управлении и способный базироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах, основным предназначением которого стала бы поддержка механизированных советских частей в наступлении.

В 1968 году, ОКБ “Сухого” анонсировала проект “самолета на поле боя”, который имел рабочее название Т-8. В 1982 году, фронтовой штурмовик Т-8, получил кодификацию Су-25 и был принят на вооружение, пройдя испытания в Афганистане, в боевых условиях.

Штурмовик Су-25 является первым советским самолетом, которому значительно снизили вес за счет использования титановых сплавов в корпусе без уменьшения толщины бронезащиты.

Нужно отметить, что именно конфигурация крыла “Грача”, позволяет штурмовику иметь высокоэффективное планирование на малом удалении от поверхности и пикирование. Однако, такая модификаций крыла не может быть применена на сверхзвуковых самолетах, где нужно снизить до минимума сопротивление воздуха при высоких скоростях.

Вооружение

У Су-25 “Грач”, двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов, расположена на носу под фюзеляжем, и предназначена не только для поражения самолетов противника, но и для уничтожения пехоты и легкобронированной техники, в отличии от Су-27 (в правом крыле) и МиГ-29 (с боку на фюзеляже).

Как и все российские боевые самолеты тактической авиации, штурмовик Су-25 “Грач” имеет неуправляемые ракеты «воздух-поверхность», размещенные в блоках, основное предназначение которых, это поражение наземных целей и скоплений пехоты.

Неуправляемые ракеты на Су-25 имеют несколько вариантов с кумулятивно-осколочной и фугасно-осколочной боевой частью, самыми эффективными из которых считаются реактивные боеприпасы С-25ЛД с калибром в 266-мм, массой в 410 кг, скоростью полета в 555 м/с и дальностью пуска в 10 км.

“Грач” имеет стандартное вооружение против авиации противника, с ракетами ближнего боя “воздух-воздух”, а также умеет сбрасывать 500-килограммовые авиационные бомбы с фугасной боеголовкой ФАБ-500, способные пробивать бетонные укрепления.

Модификации

Первой модификацией “Грача”, является штурмовик Су-25Т, который начал выпускаться в 1984 году, как истребитель танков. На самолете был размещен прицельный комплекс И-251 «Шквал» с лазерным дальномером и целеуказателем и противотанковые ракеты «Вихрь» с лазерным наведением.

Дальнейшей модификацией Су-25Т, стал штурмовик Су-39, который кроме противотанкового вооружения оснастили противокорабельных ракетами Х-31 и Х-35.

В 2001 году, ВПК России начал глобальное обновление штурмовика Су-27 “Грач”, получивших литеру “СМ”. На самолеты Су-27СМ установили новейшую авионику, с добавлением индикаторов на лобовом стекле и многофункциональных дисплеев.

В 2015 году, началось последнее обновление “Грача” до версии “СМ3”, куда добавили спутниковую систему навигации ГЛОНАСС со способностью самолета действовать в условиях нулевой видимости. Также, на борт установили авиационный прицельно-навигационный комплекс “Гефест”. В 2017 году, производство Су-25 было остановлено.

Нужно отметить, что версия “Су-25СМ3, стоит только на вооружении ВВС России. Остальные страны имеют “Грачи” в модификациях литеры “К” (коммерческий) и редко в вариантах “СМ”.

Су-25 на вооружении Украины

На начало 2022 года, ВВС ВСУ имели на вооружении 31 единицу Су-25 и Су-25УБ “Грач” 1980-х годов выпуска. Су-25УБ является учебно-боевым двухместным штурмовиком.

С началом специальной военной операции России на Украине, большая часть украинских Су-25 была уничтожена и на 2023, ВСУ имеют на вооружении 16 самолетов подобного типа, в основном поставленных из стран Восточной Европы.