Тактический всепогодный фронтовой бомбардировщик третьего поколения Су-24 и его модификации

Советско-российский сверхзвуковой тактический фронтовой бомбардировщик Су-24, был принят на вооружение ВВС СССР в 1975 году. Всего произведено около 1400 единиц таких боевых самолетов третьего поколения, а его экспортная стоимость в модификации Су-24М2 2007 года, доходит до 40 миллионов долларов. Кроме ВКС России, самолет Су-24, по-прежнему стоит на вооружении ВВС таких стран, как Сирийская Арабская Республика, Иран, Алжир и Судан.

Бомбардировщик, самолет Су-24 М2
Высокая цена бомбардировщика, как самолета третьего поколения, в варианте Су-24М2, связана с его оборудованием. После модификации, самолет по некоторым своим тактическим характеристикам и вооружению, аналогичен современному варианту тяжелого истребителя четвертого поколения Су-27СМ

ВКС России имеют около 100 единиц Су-24М2, а также некоторое количество самолетов-разведчиков Су-24МР. На февраль 2022 года, ВВС Украины имели около 23 единиц бомбардировщиков Су-24 и Су-24МР. На данный момент, ближайшим аналогом Су-24, является германо-британский боевой самолет третьего поколения Panavia Tornado и американский F-15E Strike Eagle.

Характеристики

Разработка нового тактического бомбардировщика третьего поколения Су-24, началась в СССР с середины 1960-х годов. Самолет должен был эффективно выполнять задачи по поражению целей в любых погодных условиях на малой высоте и имел бы возможность нести ядерные боеприпасы.

Принятие на вооружение ВВС СССР Су-24 в 1975 году, стало ответом советских конструкторов на ввод в эксплуатацию Пентагоном тактического двухместного бомбардировщика дальнего радиуса действия F-111, который США сняли с производства в 1982 году.

В отличии от США, в начале 1980-х годов, Советский Союз не стал прекращать производство этих тяжелых боевых самолетов, которые показали хорошую эффективность с началом войны в Афганистане. В 1983 году, на вооружении ВВС СССР был принят модифицированный вариант бомбардировщика Су-24М.

Экипаж Су-24 составляет 2 человека, а длина самолета равна 24,59 метра с максимальной взлетной массой в 39,7 тонн. Для сравнения, максимальная боевая масса тяжелого истребителя четвертого поколения Су-27С равняется 30 тонн.

Самолет Су-24 способен развивать скорость в 1400 км/ч над землей, а на высоте в 200 метров, самолет достигает скорости в 1,6 Маха (1700 км/ч). Его практический потолок равен 11 км, а перегоночная дальность бомбардировщика составляет 3055 км. Максимальный боевой радиус Су-24 равняется 560 км с двумя дополнительными топливными баками.

Преимущества и недостатки

Из минусов Су-24 можно назвать достаточно скромный боевой радиус даже при полетах на малых высотах, который без комформных (дополнительных) баков равен всего 400 км. К примеру, штурмовик Су-25 “Грач” без дополнительных баков имеет боевой радиус в 640 км.

Очевидным минусом бомбардировщика является его неспособность бороться с боевыми самолетами противника. Авиационной автоматической 23-мм пушки и двух ракет “воздух-воздух” Р-60 с дальностью до 10 км явно недостаточно, чтобы подавить атаку истребителя, который может использовать воздушные ракеты с дальностью до 150 км.

Из плюсов бомбардировщика, можно назвать его достаточно короткую длину разбега (взлета) в 1150 метров, не свойственную тяжелым самолетам такого класса. Су-24 при нормальной боевой нагрузке и с использованием тормозного парашюта, способен сесть на полосу длиной всего в 950 метров. К примеру штурмовику Су-25, который имеет в два раза меньший вес по сравнению с Су-24, — нужна полоса от 600 метров.

Вооружение

Боевой самолет Су-24 имеет восемь точек подвески, на которых размещаются 3 авиабомбы ФАБ-1500 или 10 единиц ФАБ-500М-62 с двумя дополнительными балочными держателями. Также, бомбардировщик может нести на борту две неуправляемые авиационные бомбы РН-28 с тактическим ядерным зарядом.

Вместо авиационных бомб, тактический боевой самолет Су-24, можно оснастить двумя блоками неуправляемых ракет (НАР), калибром 240, 80 и 57 мм. К примеру, блок УБ-32А-73 для авиационных 57-мм неуправляемых ракетных боеприпасов, снаряжён на выбор 32 ракетами, такими как осколочно-фугасные С-5МО, кумулятивные С-5К и кумулятивно-осколочные С-5КО.

Также, на бомбардировщике установлена шестиствольная 23-мм автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 с боекомплектом в 500 снарядов и две ракеты Р-60 “воздух-воздух” с дальностью до 10 км. В базовом варианте самолета, вплоть до 1983 года, не использовались высокоточные управляемые ракеты “воздух-земля”.

Модификации

Су-24М. В 1983 году, на вооружение ВВС СССР поступил самолет Су-24М, с новой прицельно-навигационной системой ПНС-24М «Тигр-НС», которая пришла на смену ПНС-24 «Пума». Новая система получила возможность наведения с помощью лазерно-телевизионного прицельного комплекса «Кайра-24».

Внедрение новой прицельно-навигационной системы дало возможность бомбардировщику нести на борту корректируемые авиационные бомбы с лазерно-телевизионным наведением КАБ-1500.

Также, в новой модификации, самолет получил на вооружение 4 единицы высокоточных ракет Х-25 класса “воздух-поверхность” малого радиуса действия до 10 км, с полуактивной лазерной системой наведения и 2 единицы ракет “Овод” (Х-59) средней дальности, способной поражать наземные цели на расстоянии до 45 км. Сейчас на бомбардировщик устанавливаются модернизированные ракеты Х-59М с дальностью в 115 км.

Также, модификация бомбардировщика Су-24М получила возможность дозаправки в воздухе и были улучшены аэродинамические характеристики планера, с изменением киля и установкой аэродинамических гребней на крыльях.

Самолет Су-24М приобрёл и новое радионавигационное оборудование, в том числе и современную по тем временам радиотехническую систему дальней навигации А-720 «Скип-2». Также, на бомбардировщике заменили бортовой комплекс обороны, поставив станцию радиотехнической разведки СПО-15С «Берёза», применяемую на Су-24 и станцию активных помех радиолокационного диапазона «Гардения».

Су-24МР. В 1984 году, на вооружении ВВС СССР, появился вариант двухместного разведывательного самолета Су-24, на котором почти отсутствует вооружение, кроме двух управляемых ракет ближнего боя Р-60 класса “воздух-воздух” с дальностью поражения цели в 10 км.

На варианте самолета Су-24МР установлено множество разведывательного оборудования, такого как радиолокационная станция М-101 «Штык», которая имеет ширину просмотра до 24 км, а также панорамные и перспективные аэрофотоаппараты, система телевизионной разведки «Аист-М» и радиотехнической разведки СРС-14 «Тангаж».

На подвеске для вооружения, вместо авиабомб и ракет, на Су-24МР размещен контейнер радиационной разведки М-341 «Эфир-1М» и блок с лазерным оборудованиемй М-103 «Шпиль-2М».

Именно этот вариант Су-24МР, использовали ВВС Украины в 2023 году, для размещения на борту самолета высокоточных ракет Storm Shadow и SCALP-EG.

Су-24М2. В 2007 году, на вооружение России начали поступать самолеты Су-24М2, а сама модернизация бомбардировщиков Су-24М началась еще в 1999 году на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова.

В модификации Су-24М2 заменили индикаторы РЛС на монитор ИТ-23М, установили прогрессивную гироинерциальную систему вместо инерциальной системы МИС-П, а также приемник А-737, отвечающий за спутниковую систему навигации. В целом, оборудование Су-24М2, аналогично системам управления, боя и навигации новой версии истребителя Су-27СМ.

Благодаря глобальным обновлениям, самолет Су-27 в версии 2007 года, имеет возможность нести на борту такие управляемые ракеты “воздух-поверхность, как Х-31А с активной радиолокационной головкой самонаведения, Х-31П (противорадиолокационная) и Х-59МК с дальностью действия до 285 км, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения, фугасно-бетонобойной боевой частью и дальностью планирования до 10 км.