Сверхзвуковой истребитель Су-27: история создания и вооружение

Российский сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Су-27 стоит на вооружении ВВС более чем 12 стран мира и начал выпускаться с 1981 года. Самолет был принят на вооружение в 1990 году с тремя основными модификациями Су-27С, Су-27П и Су-27К (палубный Су-33). Модернизированная версия истребителя Су-27СМ3 достигает стоимости в 40 миллионов долларов.

истребитель Су-27СМ3
По сравнению с другим популярным советско-российским истребителем МиГ-29, самолет ОКБ “Сухого” Су-27СМ3 имеет лучшую маневренность на виражах и умеет преодолевать критические углы атаки более чем в 120° за счет двигателя с управлением вектора тяги

Содержание:

Характеристики Су-27СМ

  • Официальное название: сверхзвуковой тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27.
  • Базовые модификации: Су-27С (серийный) и Су-27П (перехватчик) и Су-27К (палубный Су-33).
  • Экипаж: 1 человек.
  • Длина: 21,93 метра.
  • Максимальная масса с топливом и вооружением: 33 тонны.
  • Максимальная скорость: сверхзвуковая 2,35 Маха (2500 км/ч).
  • Дальность в одну сторону: 3790 км на дозвуковой скорости.
  • Боевой радиус: 1680 на дозвуковой скорости, 440 на сверхзвуке.
  • Практический потолок высоты: 18 км.
  • Высота боевого применения: 11 км.
  • Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом в 150 патронов.
  • Узлы подвески вооружения: 12 штук.
  • Управляемые боеприпасы: “воздух-воздух” — 8 ракет Р-27 или 6 единиц Р-77 и Р-73; “воздух-поверхность” — 6 штук Х-29Т на 12 км и 6 единиц Х-31 на 110 км.
  • Неуправляемые боеприпасы в блоках: “воздух-земля” — 80 штук С-8, 20 штук С-13 или 4 единицы С-25.
  • Авиабомбы: ФАБ-250 и ФАБ-500
  • Оборудование: радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27, оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27, система единой индикации СЕИ-31, система управления оружием (СУО).
  • Начало производства: 1981 год.
  • На вооружении СССР: 1990 год.
  • Производитель: КнААЗ.
  • Разработчик: ОКБ «Сухого».
  • Всего выпущено: более 800 единиц.
  • Количество на вооружении России: 100 единиц (из них Су-27СМ3 24 шт)
  • Стоимость: 40 миллионов долларов — модернизация до Су-27СМ3.
  • Основные операторы: Китай (около 300 шт).

Разработка и создание

Сверхзвуковой истребитель Су-27 является “отцом” семейства боевых самолетов ОКБ “Сухого” четвертого поколения, таких как палубный истребитель Су-33, многоцелевой истребитель Су-30 и Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34. До Су-27, ОКБ “Сухого” изобрело пожалуй самую удачную советско-российскую модель фронтового штурмовика Су-25 “Грач”.

В начале 1970 годов, ОКБ “Сухого” начала разработку первого истребителя четвертого поколения, в ответ на создание Пентагоном самолета Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл».

По замыслу советских разработчиков, новый сверхзвуковой истребитель должен был обладать хорошими летно-техническими характеристиками на высокой скорости и в условиях ближнего боя с самолетами противника.

Первым прототипом Су-27 стал проект Т-10 с особым крылом (корневой наплыв), для увеличения полета на сверхзвуковой скорости. Этот прототип Су-27 поднялся в воздух в 1977 году.

В 1979 году, прототип Т-105, получивший экспериментальный двигатель АЛ-31Ф, впервые был назван как истребитель Су-27. Только в 1981 году, экспериментальная модификация Т-10С получила статус серийного производства и была принята на вооружение как Су-27 в 1990 году в двух видах, с литерой “С” (серийный) и литерой “П” (перехватчик).

Последний не имел ракет воздух-земля, а также блоков с неуправляемыми ракетами, предназначенными для поражения крупных скоплений пехоты и легкобронированной техники противника.

Истребитель Су-27 является первым боевым самолетом, который смог резко сбрасывать скорость, задирая нос до 120 градусов (фигура Кобра), что позволяла истребителю уходить от управляемых ракет “воздух-воздух”.

Модификации Су-27

Су-27С является базовым вариантом сверхзвукового тяжелого истребителя, с турбореактивным форсажным двигателем АЛ-31Ф. С 1991 года, Российский ВПК начал выпуск экспортной модификации Су-27СК, для которой характерна чуть меньшая практическая дальность полета в 3 680 км по сравнению с базовым вариантом, а также чуть больший вес.

В начале 1990-х годов начался выпуск и истребителя-перехватчика Су-27П, который не имел вооружения “воздух-поверхность”. Дальнейшим развитием Су-27П стал двухместный многоцелевой истребитель-перехватчик поколения 4+ Су-30 (Су-27ПУ), стоимостью в 50 миллионов долларов.

Су-27ПУ (Су-30) имеет дополнительного летчика-оператора, который решает тактические и навигационные задачи, а также умеет управлять групповыми действиями других боевых самолетов.

В 1993 году, начался выпуск Су-27К, больше известный как палубный многоцелевой истребитель Су-33 с установленной системой дозаправки в полете. Су-33 размещается на российском авианесущем крейсере “Адмирал Кузнецов”.

В 2022 году, в ВВС России начали поступать модернизированные Су-27, получившие литеру “СМ”. Была изменена система управления вооружением, позволяющие использовать противокорабельные ракеты X-31A. 

Также в Су-27СМ была усовершенствованна система индикации на лобовом стекле, оптико-электронная прицельная система и была добавлена новая оптико-локационная станция ОЛС-27МК и нашлемная система целеуказания «Сура-К».

Модернизация истребителя “Сухого” в начале нулевых годов, увеличила его стоимость примерно на 5 миллионов долларов.

Стоимость истребителя Су-27СМ3

В 2008 году, появился истребитель Су-27СМ3, где уже кроме вышеперечисленных новинок, был установлен и новый двигатель АЛ-31Ф-М1 с более большей тягой до 13 500 кгс, а также была усиленна конструкция планера.

Модернизация до Су-27СМ3, увеличила стоимость истребителя до 40 миллионов долларов. Боевой сверхзвуковой истребитель Су-27 на данный момент не выпускается, а его модификация СМ3 является последней.

Для сравнения: американский самолет такого же класса, с похожими летно-тактическими характеристиками F-15SE “Silent Eagle” 2010 года, стоит порядка 100 миллионов долларов.

Читайте также: Су-34 нанёс удар по мосту Украины недалеко от Брянской области