Истребитель Eurofighter Typhoon: аэродинамические характеристики и сравнение с Су-30СМ

Многоцелевой истребитель четвертого поколения “Тайфун”, начал поступать на вооружение ВВС таких стран, как Великобритания, Германия, Италия и Испания в 2003 году и в некотором смысле, по своим аэродинамическим характеристикам и вооружению, является аналогом российского тяжелого боевого самолета Су-30СМ. В отличии от российского конкурента, цена которого колеблется в пределах 80 миллионов долларов, истребитель Eurofighter Typhoon в модификации FGR4 стоит около 120 миллионов, при схожих летных характеристиках, применительно к скорости, боевому радиусу и практическому потолку высоты.

истребитель Eurofighter Typhoon FGR4
Многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon FGR4

По сравнению с Су-30СМ, длинна которого достигает 21,9 метра, истребитель Eurofighter Typhoon имеет размер в 15,96 метра с максимальной взлетной массой 23 500 кг. Российский самолет ОКБ “Сухого” может подняться в небо с массой 34 500 кг. Преимуществом “Тайфуна” является его практический потолок высоты в 19 812 метра, по сравнению с российским самолетом с потолком до 17 300 метров. Как и Eurofighter Typhoon, многоцелевой истребитель Су-30СМ достигает сверхзвуковой скорости в 2 Маха на высоте и имеет боевой радиус в 1500 км, по сравнению с европейским конкурентом, который может вернуться на аэродром базирования, достигнув дальности в 1389 км.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon FGR4

  • Полное наименование: многоцелевой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon.
  • Экипаж: 1 человек в модификации F2 и FGR4 или 2 человека в варианте T1 и T1A (учебные).
  • Длина: 15,96 метра.
  • Максимальная взлетная масса: 23 500 кг.
  • Скорость: на высоте 2 Маха (2 450 км/ч), у поверхности 1,2 Маха (1 400 км/ч).
  • Боевой радиус: 1 389 км как патрульный истребитель и 601 км как фронтовой бомбардировщик.
  • Общая дальность: 3 790 км.
  • Практический потолок высоты: 19 812 метра.
  • Эффективная площадь рассеивания: незаметность ЭПР 1 м.кв.
  • Вооружение: 27-мм авиационная пушка Маузер BK-27.
  • Управляемые ракеты: “воздух-воздух”  AIM-9 Sidewinder, IRIS-T, MBDA Meteor (до 200 км); “воздух-земля” AGM-84 Harpoon (90 км), Storm Shadow (500 км), Taurus (500 км).
  • Авиационные бомбы: планирующие высокоточные Paveway 2 (15 км), Paveway 3 (19 км), JDAM (до 75 км).
  • Производитель: европейский авиастроительный консорциум Eurofighter GmbH.
  • Количество выпущенных: около 590 единиц.
  • Стоимость: 100-120 миллионов долларов.
  • Основные операторы: Австрия (15 единиц), Германия (141 единица), Италия (95 единиц), Испания (70 единиц), Великобритания (159 единиц), Саудовская Аравия (71 единица), а также Катар, Кувейт и Оман.

Разработка и создание

В конце 1970-х годов, итальянская компания Alenia Aeronautica, британская BAE Systems и транснациональная европейская аэрокосмическая корпорация EADS, начали разработку перспективного многоцелевого истребителя четвертого поколения “Тайфун”, который должен был прийти на смену европейскому боевому самолету третьего поколения Panavia Tornado.

В 1994 году состоялся первый экспериментальный полет истребителя Eurofighter Typhoon, который имел модифицированный двигатель от своего предшественника Panavia Tornado.

В 2001 году, началось производство нового двигателя Eurojet EJ200, а в 2003 году, первые серийные партии истребителей “Тайфун” начали поступать на вооружение ВВС Великобритании и Германии.

Для ВВС Германии истребитель Eurofighter Typhoon был абсолютно новым боевым самолетом четвёртого поколения. До его поступления на вооружение, “Люфтваффе” использовали истребители третьего поколения Panavia Tornado или еще советские модернизированные легкие самолеты МиГ-29.

Особенности истребителя Eurofighter Typhoon

Истребитель Eurofighter Typhoon достаточно сложен в управлении, так как обладает “ослабленной устойчивостью”, за счет чего в разы увеличивается его маневренность. Высокая цена на этот самолет складывается в том числе и на основании интеграции сложной цифровой системы управления полетом (контроль крена и диапазона маневрирования), так как пилот, ввиду неустойчивости истребителя в воздухе, имеет трудности с ручным управлением.

Конструкция корпуса истребителя “Тайфун” состоит на 70% из материалов углеродного композитного волокна, что делает самолет не только легким, но и уменьшает параметры ЭПР до 1 м.кв, делая его малозаметным для ПВО противника за счет радиопоглощения.

При потери управления, пилоту достаточно нажать только одну кнопку, после чего активируется автоматический режим восстановления полета и стабилизации в горизонтальном положении. Также, самолет оснащён системой голосового ввода команд, что позволяет снизить нагрузку на пилота.

Авионика истребителя “Тайфун”, включает в себя навигацию по GPS и инерциальную систему полета, а также систему навигации TRN с привязкой к рельефу местности на небольшой высоте.

На самолете интегрированная система защиты Praetorian, которая умеет реагировать на несколько угроз с земли и воздуха и включает в себя систему предупреждения о ракетном нападении, РЛС и лазерный приемник предупреждения.

Самолет оснащен двумя двигателями Eurojet EJ20, которые способны развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость без использования форсажных камер, что снижает расход топлива.

В 2005 году, истребитель Eurofighter Typhoon выиграл боевые испытания против американского истребителя четвертого поколения F-16 Fighting Falcon, а в 2007 году участвовал в военно-воздушных учениях “Индра-Дхануш”, где соревновался по аэродинамическим характеристикам с индийским вариантом тяжелого истребителя Су-30МКИ.

Модификации

Изначально, истребитель Eurofighter Typhoon F2 не имел управляемых авиационных бомб, что значительно снизило его экспортный рейтинг. Только в 2006 году, Великобритания интегрировала на этот самолет подвески с управляемыми авиабомбами лазерного наведения GBU-16 Paveway II, способными поражать цели на дальности около 15 км. Этот вариант истребителя получил литеру FGR4.

В 2013 году, вышел второй пакет P2E обновления для истребителя Eurofighter Typhoon FGR4 с интегрированием на борт авиационных боеприпасов GBU-10 Paveway II, GBU-16 Paveway II, Paveway IV и нового программного обеспечения, которое в реальном времени умеет атаковать несколько целей на поверхности за один заход.

В 2016 году, в третьем варианте обновления, истребитель стал способен нести управляемые ракеты “воздух-земля” большого радиуса действия Storm Shadow и KEPD 350 Taurus, а также управляемые ракеты “воздух-воздух” большой дальности Meteor до 200 км. 

Нужно отметить, что разные страны-операторы истребителя “Тайфун”, применяют для него свое уникальное вооружение. Так к примеру, — ВВС Великобритании не используют на борту самолета управляемые ракеты “воздух-воздух” IRIS-T, а “Люфтваффе”, в отличии от Британии, не ставит на истребитель ракеты малой дальности ASRAAM.

Высокоточные крылатые ракеты большой дальности Storm Shadow базируются на самолетах “Тайфун” Великобритании, Италии и Саудовской Аравии, а ВВС таких стран, как Германия и Испания применяют аналогичный боеприпас Taurus KEPD 350.

Из авиационных бомб, Германия использует на истребителе неуправляемый боеприпас GBU-54 с комплектом наведения и планирования JDAM, а Испания предпочитает ставить на вооружение Eurofighter Typhoon управляемые бомбы с лазерным наведением Paveway II (GBU-10).