Истребитель Tornado: аэродинамические характеристики и вооружение

Сверхзвуковой истребитель третьего поколения Tornado (Торнадо), создан совместной британской, германской и итальянской аэрокосмической компанией Panavia Aircraft GmbH в 1979 году, имеет несколько модификаций и стоит на вооружении в том числе и Саудовской Аравии. Истребитель Tornado официально снят с производства в 1998 году и считается устаревшим боевым самолетом по своим аэродинамическим характеристикам, а его цена доходит до 30 миллионов долларов.

Ближайшим российским аналогом истребителя Торнадо, является МиГ-29,который также относится к классу легких истребителей по длине и весу, однако является боевым самолетом четвертого поколения, применительно к маневренности двигателя и незаметности (ЭПР) для средств ПВО. Сейчас, самой распространённой модификацией истребителей Торнадо, является вариант Tornado GR4.

Истребитель Tornado GR4

Характеристики истребителя Tornado GR4

  • Полное наименование: сверхзвуковой истребитель третьего поколения с изменяемым крылом стреловидности Panavia Tornado GR4 (в прошлом MRA-75 или Panavia 200).
  • Экипаж: 2 человека.
  • Длина: 16,72 метра.
  • Масса с вооружением и топливом: 20 240 кг.
  • Двигатель: две силовые форсажные турбовентиляторные установки  Turbo-Union RB199-34R Mk 103.
  • Скорость: на высоте 2400 км/ч; у поверхности 1482 км/ч.
  • Практический потолок высоты: 15 240 метров.
  • Боевой радиус: 1 390 км.
  • Дальность в одну сторону: 3 890 км.
  • Радар обнаружения цели: до 160 км.
  • Вооружение: 27-мм авиационная пушка Mauser BK-27 на 180 выстрелов.
  • Управляемые ракеты: “воздух-воздух”  AIM-132 ASRAAM (25 км); “воздух-земля” Storm Shadow (вариант до 250 км), Brimstone (12 единиц до 60 км), Taurus (до 500 км).
  • Авиационные бомбы: 5 единиц Paveway IV, кассетные бомбы BL755.
  • Тактическое ядерное оружие: бомбы  B61 или WE.177 (4 единицы).
  • Производитель: Panavia Aircraft GmbH.
  • Годы производства: 1979-1998 (снят с производства).
  • Всего произведено: около 1000 единиц.
  • Стоимость: 30-35 миллионов долларов.
  • Основные операторы: Великобритания — 385 единиц (все выведены из эксплуатации в 2019 году), Саудовская Аравия 81 единица, Италия 70 единиц, Германия 230 единиц.

Разработка и создание

Разработка истребителя третьего поколения Panavia Tornado началась в 1960-х годах с идеей сделать универсальный боевой самолет как для превосходства в воздухе, так и для эффективного поражения наземных целей.

Конструкторы сделали для истребителя крыло изменяемой стреловидности, которое может иметь прямое положение, для лучшего планирования над полем боя, по аналогу с американским штурмовиком A-10 «Тандерболт» II или российским Су-25 “Грач”.

Многоцелевой истребитель Tornado пришел на смену американскому истребителю-бомбардировщику F-104 Starfighter, который широко эксплуатировали такие страны как Италия, Бельгия, Нидерланды и Западная Германия.

В начале 1970 годов, были выпущены опытные образцы одноместного истребителя Panavia 100 для Западной Германии и Panavia 200 для ВВС Великобритании. Позже, Германия, Италия и Великобритания, пришли к консенсусу создания единого двухместного истребителя, который получил название “Торнадо”.

Летом 1979 года, Германия и Великобритания получили первый базовый вариант истребителя “Торнадо”, а Италия начала эксплуатировать такой боевой самолет только в 1981 году. Последние 96 истребителей были выпущены в 1998 году для ВВС Саудовской Аравии.

В 1980-х годах, во время Холодной Войны, основным предназначением самолёта “Торнадо”, был прорыв обороны противника на земле, а также удары тактическим ядерным оружием по странам Варшавского договора.

Позже, Великобритания и Германия, стали применять этот истребитель для разведки, морского патрулирования и как средства радиоэлектронной борьбы. По некоторым данным, истребитель Tornado будет находится на вооружении ВВС Германии и Италии вплоть до 2025 года.

В начале 2023 года стало известно, что ВВС Украины запросили Италию на поставку в помощь режиму в Киеве некоторое количество устаревших истребителей “Торнадо”.

Особенности истребителя Tornado

Истребитель Tornado имеет экипаж из двух человек — пилота и штурмана, отвечающего за вооружение и авионику.

На малых высотах самолет умеет одновременно сканировать цели и вести наблюдение за местностью в автоматическом режиме. Кроме этого, истребитель является всепогодным для полета на малых высотах и способен одновременно отслеживать до 20 аэродинамических цели на расстоянии до 160 км.

С начала 2000-х годов, истребитель “Торнадо” начали модернизировать под авиационное вооружение по стандартам НАТО. Сейчас самолет способен нести на борту высокоточные бомбы Paveway с лазерным наведением, а также комплекты планирующих бомб JDAM и крылатые ракеты “воздух-земля” дальнего радиуса действия Taurus и Storm Shadow.

Также, особенностью Германских и Итальянский версий истребителя “Торнадо”, является способность доставлять ядерные заряды США малой мощности B61.

В случае выхода из строя двигателя Turbo-Union RB199-34R Mk 103, истребитель Tornado имеет одноразовую батарею, которая может обеспечить дополнительную работу топливного насоса и гидравлики в течении 13 минут.

Модификации

В 1979 году появился базовый вариант истребителя “Торнадо” с литерой GR1, а позже и GR1B. В последнем варианте была добавлена способность передавать данные о цели с самолета на ракету “воздух-поверхность” Sea Eagle.

В 1984 году, МО Великобритании разработало самую распространённую модификацию истребителя Торнадо GR4, которая получила еще один пакет обновления после войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов.

Истребитель Tornado GR4 после 1994 года получил приемник GPS, приборы ночного видения, инновационный дисплей в кабине пилота, а также датчики с инфракрасным излучением направленным по ходу движения самолета.

Также, этот истребитель имеет разведывательный вариант Торнадо GR1A/GR4A, который стоит на вооружении ВВС Великобритании (до 2019 года) и Саудовской Аравии. В этом варианте истребитель не имеет 27-мм авиационной пушки Mauser BK-27, которая заменена на электронную разведывательную систему TIRRS с инфракрасными датчиками.

ВВС Германии и Италии используют в том числе и вариант боевого самолета “Торнадо” ECR радиоэлектронной борьбы и разведки (Electronic Combat / Reconnaissance). Этот истребитель вооружен противорадиационными ракетами AGM-88 HARM “воздух-поверхность”, которые предназначены для выведения из строя РЛС противника.

На вооружении ВВС Италии, Великобритании и Саудовской Аравии есть вариант истребителя Торнадо ADV (F2 или F3), который является перехватчиком стратегических бомбардировщиков. Эта модификация самолета имеет улучшенные двигатели, дозаправку в воздухе и более большой запас топлива.