Стратегические бомбардировщики ВКС России семейства “Ту” (Туполев), представлены тремя ракетоносцами, такими как сверхзвуковые самолеты Ту-22М3 и Ту-160М (М2) и дозвуковой Ту-95МС. Эти самолеты входят в ядерную триаду России и могут нести на борту стратегические крылатые ракеты большой дальности с термоядерной боеголовкой.
Стоимость дозвукового бомбардировщика Ту-95МС доходит до $300 млн, сверхзвукового Ту-22М3 до $450 млн, а нового скоростного ракетоносца Ту-160М2 до 700 миллионов долларов, а общее количество таких стратегических самолетов, стоящих на вооружении ВКС России, составляет около 150 единиц. Из этой триады, самый большой боевой радиус в 7300 км, имеет сверхзвуковой ракетоносец Ту-160М2.
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС “Медведь”
Стратегические бомбардировщики ВКС России начали свою современную историю с турбовинтового дозвукового ракетоносца Ту-95 “Медведь”, выпуск которого освоили в СССР с 1954 года. Этот самолет стал первым тяжелым межконтинентальным бомбардировщиком, способным нести на борту ядерное оружие. Самолет имеет название “Медведь” по кодификации НАТО “Bear”.
На начало 1960-х годов, на вооружении ВВС России находилось уже порядка 30 единиц Ту-95, которые могли поднимать на борт ядерные авиационные бомбы до 9 тонн, а после, самолеты стали способны нести крылатые ракеты с термоядерной боеголовкой Х-20, дальность поражения которых равняется 600 км.
На начало 1970-х годов, СССР имел несколько модификаций Ту-95, которые в основном отличались средствами разведки, целеуказания и радиоэлектронного противодействия.
В 1980-х годах, на вооружение стратегической авиации Советского Союза начала поступать модификация бомбардировщика Ту-95МС, которая в отличии от других, была сделана на базе большого противолодочного самолета дальнего действия Ту-142 (1972 год), который в свою очередь был создан как дальнейшее развития самолета разведки и целеуказания Ту-95РЦ (1952 год).
Ту-95МС способен нести на борту до 16 единиц крылатых ракет Х-55, Х-555 и Х-101, а его длинна составляет 49 метров. На самолете стоит 4 турбовинтовых двигателя НК-12МП, которые умеют развивать скорость до 830 км/ч с боевым радиусом до 5000 км и с максимальной высотой полета до 10500 метров.
Крылатая ракета Х-101, выпущенная с бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС, достигает дальности до 5500 км. Иными словами, запущенная с самолета над Азовским морем, ракета Х-101 может поразить цель в Лондоне или Рейкьявике.
Вооружение Ту-95МС состоит из двухствольной автоматической авиационной пушки ГШ-23, а максимальная боевая нагрузка “Медведя” составляет более 20 тонн.
Стратегические бомбардировщики ВКС России имеют в своем составе около 70 единиц Ту-95МС. Из них 2 самолетам, таким как “Дубна” и “Мурманск” присвоена литера МСМ, — нового варианта, который стал поступать на вооружение России с 2015 года.
В модификации Ту-95МСМ были заменены двигатели на новые НК-12МВМ с большой экономией топлива, а также поставлена на борт инновационная навигационная вычислительная система НВС-021М, система управления КСУ-021, система отображения информации СОИ-021, астронавигационная система АНС-2009 и РЛС «Новелла-НВ1.021».
Ближайшим аналогом ракетоносца в модификации Ту-95МС, является американский самолет стратегической ударной авиации Boeing B-52H “Stratofortress”.
Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 “Backfire”
В отличии от бомбардировщика Ту-95МС, самолет Ту-22М3 имеет не только сверхзвуковую скорость, но и большую маневренность за счет изменяемого крыла, а также способность нести на борту сверхзвуковые крылатые ракеты. Однако, в отличии от Ту-95МС, у бомбардировщика Ту-22М3 почти вдвое меньший боевой радиус полета.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М начали производить в СССР с конца 1960-х годов. Этот самолет пришел на смену тогда уже устаревшему стратегическому сверхзвуковому ракетоносцу Ту-22 (“Blinder” или “Глупец” по кодификации НАТО).
Самолет Ту-22М имеет крылья изменяемой в полете стреловидности, что позволяет ему выполнять различные задачи в широком сегменте высот и на разных скоростях.
В 1971 и 1972 годах, КБ “Туполева” разработало и выпустило в небольшом количестве еще две модификации бомбардировщика Ту-22М1 и Ту-22М2, которые считались экспериментальными образцами.
С 1983 по 1993 год, на вооружение ВВС СССР, начали поступать стратегические бомбардировщики Ту-22М3 с двухконтурными турбореактивными двигателями ТРДДФ НК-25 с форсажной камерой.
Ту-22М3 по кодификации НАТО называется “Backfire” (Неприятный). Официально, самолет был принят на вооружение в 1989 году. Всего, Казанский авиационный завод выпустил 100 единиц Ту-22М3. В 1993 году, его производство было остановлено.
Стратегические бомбардировщики ВКС России имеют около 60 единиц ракетоносцев Ту-22М3 (90-я серия), а некоторые из них модернизируются в версию М3М.
На модификацию стратегического бомбардировщика Ту-22М3, устанавливались в то время (1980-е годы) современные крылатые баллистические ракеты “воздух-поверхность” Х-15, которые после отцепки от самолета, выполняли полет по баллистической траектории, поднимаясь на высоту до 40 км и после пикировали на цель на сверхзвуковой скорости в 5000 км/ч.
После, бомбардировщик Ту-22МЗ начал носить на борту и сверхзвуковые крылатые ракеты Х-22 “Буря” с дальностью до 600 км, а после и ее модификацию Х-32 (2016 год) со скоростью 4000—5400 км/ч, и дальностью поражения цели до 1000 км.
Ракетоносец в модификации Ту-22МЗ, в отличии от более ранних вариантов, может одновременно нести на борту как крылатые ракеты, так и авиационные бомбы.
Ту-22МЗ имеет следующие летные и тактико-технические характеристики: экипаж 3 человека, длину в 42,46 метра, максимальную взлетную массу в 126 тонн и скорость в 2300 км/ч с практическим потолком высоты в 13 300 метров.
Боевой радиус Ту-22М3 составляет на сверхзвуке 1850 км, а на дозвуковой скорости 2410 км.
Ближайшим аналогом Ту-22М3, является американский стратегический бомбардировщик Rockwell B-1 Lancer, который Пентагон принял на вооружение в 1985 году.
Американский самолет B-1 Lancer, имеет похожую маневренность, скорость и незаметность по показателям эффективной площади рассеивания (ЭПР), однако его цена доходит до 900 миллионов долларов, в отличии от Ту-22М3 со средней стоимостью в 400 миллионов долларов.
Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М “Белый лебедь”
В 1970-х годах КБ “Туполева” начала разработку перспективного сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, который имел бы высокую скорость и большую взлетную массу, чем уже известные самолеты такого назначения, как Ту-95 и Ту-22.
Бомбардировщик Ту-160, как и его “собрат” Ту-22, имеет крыло изменяемой стреловидности, а его четыре турбореактивных двигателя НК-32 способны развивать скорость 2200 км/ч (1,84 Маха) с боевым радиусом 7300 км. Экипаж самолета составляет 4 человека, а его длина равняется 54,1 метра.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец несет на борту крылатые ракеты дальнего действия “воздух-поверхность” Х-55СМ на двух барабанных установках по шесть единиц, а для поражения более близких целей, самолет использует аэробаллистические ракеты Х-15С.
На период 2017 года, стратегические бомбардировщики ВКС России имели 16 самолетов Ту-160, которые начали модернизировать на Ту-160М для возможности нести новое вооружение , такое как высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х-555 и Х-101.
Также, на Казанском авиазаводе возобновили программу строительства новых вариантов этого бомбардировщика-ракетоносца с модификацией Ту-160М2. За свою конфигурацию, летчики прозвали этот самолет “Белый лебедь”, а по кодификации НАТО он имеет название “Blackjack”.