Истребитель МиГ-29 против F-16: сравнение лётных характеристик и вооружения

Легкий сверхзвуковой многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29, был принят на вооружение ВВС СССР в 1987 году и имеет более 20 модификаций, которые в основном поставляются на экспорт. Сейчас, на вооружении ВКС России находится около 150-ти самолетов подобного класса, которые имеют мало общего с советскими вариантами производства, а стоимость новых или модернизированных МиГ-29СМТ доходит до 30 миллионов долларов.

Истребитель МиГ-29 разрабатывался специально для противодействия в воздухе американским истребителям четвертого поколения F-16 Fighting Falcon. Нужно отметить, что МиГ-29 по классификации является легким истребителем. Тяжёлые истребители ВКС России представлены “семейством” ОКБ “Сухого”.

Истребитель МиГ-29
Российский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения МиГ-29СМТ

Характеристики истребителя МиГ-29СМТ

  • Полное наименование: многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29СМТ; по кодификации НАТО “Fulcrum” (Точка опоры).
  • Максимальная взлетная масса: 22 300 кг.
  • Экипаж: 1 пилот.
  • Длина: 17,32 метра.
  • Скорость: 1500-2500 км/ч (сверхзвуковая).
  • Боевой радиус: 900 км на малых высотах, 2000 км на больших высотах.
  • Практический потолок высоты: 18 км.
  • Двигатель: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги РД-33.
  • Вооружение: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1.
  • Управляемые ракеты: “воздух-воздух” Р-27 и Р-77 (средняя дальность), ракеты Р-73 (малая дальность); ракеты “воздух-поверхность” Х-25 и Х-31.
  • Неуправляемые ракеты в блоках: НАР Б-13 и Б-8.
  • Авиационные бомбы: КАБ-500КР.
  • РЛС: дальность обнаружения воздушных цели до 80 км.
  • Разработчик: ОКБ имени А. И. Микояна.
  • Производитель: авиастроительный завод “Сокол”.
  • Начало производства: 1983 год (МиГ-29).
  • Принятие на вооружение: 1987 год: версия МиГ-29 (тип 9.13).
  • Количество произведенных: около 2000 различных модификаций.
  • Количество версии МиГ-29СМТ ВКС России: около 100 единиц.
  • Основные операторы: Россия, Белоруссия, Индия, Иран, Польша, Сирия, Судан, Туркмения и Украина (около 40 единиц на начало 2022 года).
  • Стоимость: 22-30 миллионов долларов.

Создание и модификации

В 1978 году, Пентагон начал эксплуатировать новые легкие истребители четвертого поколения F-16 Fighting Falcon, который в некотором смысле превосходили по маневренности в то время, инновационный советский тяжелый истребитель Су-27, поэтому было принято решение о создании одноместного истребителя МиГ-29, который пришел на смену сверхзвуковому истребителю-перехватчику МиГ-25.

Уже в 1983 году, 91-й авиационный полк в городе Липецке, получил первые самолеты МиГ-29 в версии тип 9.12, а 11 июня 1987 года, этот легкий истребитель был принят на вооружение ВВС СССР.

С конца 1980-х годов, истребитель МиГ-29 начал активно поставляться как в страны Варшавского договора, таки и на вооружение ВВС других государств мира.

В 1994 году, для экспортных вариантов, боевой самолет начали оснащать системой дозаправки топлива, а также новыми управляемыми ракетами средней дальности РВВ-АЕ “воздух-воздух”.

Второй модификацией для ВВС СССР стал МиГ-29 (тип 9.13), который начал поступать на вооружение в 1986 году. На самолете появилась новая РЛС “Гардения”, а также были увеличены топливные баки и боевая нагрузка до 3200 кг.

Третья модификация лёгкого истребителя ОКБ “Микояна” получила индекс МиГ-29С (тип 9.13С). Самолет оснастили новыми управляемыми ракетами средней дальности “воздух-воздух”, а РЛС МиГ-29 стал уметь атаковать одновременно две воздушные цели.

Четвертая модификация МиГ-29СМ (тип 9.13 СМ) сделала самолет многоцелевым — появилась возможность нести на борту управляемые высокоточные ракеты “воздух-поверхность”.

Пятой модификацией МиГ стал тип 9.19 (МиГ-29СМТ). Эта модификация начала массово производится ориентировочно с 2010 года и существенно отличается от советского варианта. На самолет установлено новое бортовое оборудование, расширена номенклатура вооружения, а также дальность полета и боевой радиус действия.

В 2011 году, Индия приобрела у России модификацию МиГ-29УБ (тип 9.51), которая обладает дополнительным топливным баком, дозаправкой в воздухе и расширенной номенклатурой вооружения такими противокорабельными ракетами как Х-35.

Кроме сухопутный модификаций, ВВС России имеют и самолеты МиГ корабельного базирования — МиГ-29К (тип 9.31) поколения «4+» и МиГ-29К (тип 9.41), предназначенные для российского авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов.

Сравнение истребителей МиГ-29 и F-16

Американский многофункциональный истребитель четвертого поколения F-16 Fighting Falcon (боевой сокол) был принят на вооружение Пентагоном в 1978 году. Самой распространённой модификацией этого самолета является F-16C Block 50/52, которую мы и возьмём для сравнения с вариантом МиГ-29СМТ.

Американский лёгкий истребитель четвертого поколения F-16 Fighting Falcon
  • Основное отличие: Российский истребитель МиГ-29 имеет статус “фронтового” по аналогу со штурмовиком Су-25 “Грач”. На этих самолетах стоят блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР), который служат для поддержки пехоты на поле боя. Истребитель F-16 в штатной номенклатуре таких блоков не имеет.
  • Истребитель F-16C имеет меньшую длину в 15,03 метра, по сравнению с МиГ-29СМТ с габаритами в 17,32 метра.
  • Российский истребитель может взлетать с максимальным весом в 22 300 кг, в то время как F-16C может подняться в воздух с предельной массой в 21 772 кг.
  • Американский истребитель летает с максимальной скоростью 2178 км/ч на высоте в 12 км, а российский МиГ способен развить скорость в 2500 км/ч.
  • Боевой радиус МиГ-29СМТ состовляет 2000 км без дополнительных топливных баков на больших высотах, а его американский конкурент сможет поразить цель и вернуться на аэродром базирования в радиусе 1759 км.
  • Истребитель МиГ-29СМТ имеет практический потолок полета на высоте в 18 000 метров, а F-16C в 15 240 метров. Наибольшую высоту (динамический потолок), американский истребитель достигал в 18 км, а российский МиГ-29 в 27 км.
  • Вооружение на истребителях МиГ-29СМТ и F-16C практически одинаковое. Оба самолета несут на борту управляемые ракеты “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” разной дальности, а также кореектируемые планирующие авиационные бомбы, такие как КАБ или GBU-31 JDAM. Единственной разницей в вооружении самолетов является авиационная пушка — МиГ-29 имеет больший калибр в 30-мм, по сравнении с “американцем” в 20-мм.