Высокоточная планирующая авиабомба Paveway IV, была принята на вооружение Королевских ВВС Великобритании в 2008 году и является продолжением семейства умных авиационный боеприпасов GBU Paveway, которые разрабатываются Пентагоном с 1970-х годов, для модернизации “ленивых” авиабомб типа Mark, путем установки на них комплекта планирования и наведения JDAM-ER. Наименование Paveway (Пейввей”) является акронимом-абревиатурой, которая расшифровывается как Precision Avionics Vectoring Equipment, что в буквальном переводе означает “точное оборудование для наведения авионики”.
Производит авиабомбу Paveway IV, британская военно-промышленная компания Raytheon UK, которая входит в консорциум американских корпораций Raytheon Missiles & Defense. В отличии от первых трех версий, авиабомба Paveway IV, является исключительно британским авиационным вооружением и поставляется на экспорт только для ВВС Саудовской Аравии. В конце апреля 2024 года, стало известно, что Великобритания передаст Украине этот тип высокоточных планирующих боеприпасов. Об этом пишут российские СМИ, со ссылкой на корреспондента BBC Джонатана Била.
Характеристики
Конфигурация. Высокоточный планирующий авиационный боеприпас Paveway IV, состоит из “ленивой” американской авиабомбы Mark 82, на которую, в головной части, крепится блок с несущими крыльями, головкой самонаведения с электронным вычислителем и источником энергии, а на корме, монтируется фиксированное и раскладное оперение.
Стоимость британской авиабомбы Paveway IV доподлинно неизвестна. Некоторые эксперты склоняются к мнению, что цена на Paveway IV доходит до 50 тысяч долларов за единицу, с учетом добавленного инерциального блока наведения. Версия американской авиабомбы GBU-12 Paveway II, имеет среднюю стоимость около 20 тысяч долларов.
История создания и аналоги. Первые авиабомбы Paveway, на базе свободнопадающих авиационных боеприпасов, начали поступать на вооружение ВВС США с начала 1970-х годов. С 1977 года, вышла вторая версия Paveway с дальностью планирования до 14 км, а в 1986 году, появилась и авиабомба Paveway III с дальностью планирования до 30 км, при условии набора носителем высоты в 10 км.
Американские комплекты Paveway второй и третей версии, обладают наведением по лазерному лучу с истребителя, а также корректируют свой полет по GPS навигации. В четвертой версии авиабомбы, британцы добавили еще и инерциальную систему наведения.
Аналогами авиабомбы Paveway IV, является французская AASM (HAMMER), израильская планирующая авиабомба Spice и семейство российских авиабомб типа ФАБ-500 c модулем УМПК.
Плюсы и минусы модификаций. Британская версия, кроме лазерного терминального наведения и GPS навигации, оснащена еще и инерциальным наведением, что позволяет компенсировать минусы лазерного наведения.
Для авиационного боеприпаса с исключительно лазерным наведением, цель подсвечивается боевым самолетом на короткое время, для создания вектора удара, а после приближения планирующей авиабомбы к цели, самолет должен осуществить вторичную подсветку, что заставляет носитель долгое время находится в зоне видимости РЛС. Ввиду этого, авиабомбу Paveway второй и третей версии, оснастили навигацией по GPS.
После первичного подсвета цели, авиабомба Paveway II и III, получает координаты и планирует по GPS навигации. Однако, такой способ наведения по GPS, является не совсем точным. Ввиду этого, в Paveway IV, для сокращения времени подсвета цели и более высокой точности, была добавлена инерциальная система наведения, которая применяется в баллистических и крылатых ракетах, что существенно увеличило стоимость авиабомбы.
Тактико-технические характеристики авиабомбы Paveway IV, несколько отличны от более ранних версий не только по способу наведения. В авиабомбе реализовали возможность регулирования высоты взрыва, с помощью программного обеспечения ECCG и особого датчика высоты.
- Тип авиабомбы: GBU с комплектом наведения и планирования JDAM-ER;
- Масса: 227 кг;
- Боевая часть: фугасная проникающая;
- Основа для комплекта JDAM-ER: авиабомба Mark 82;
- Дальность планирования: до 30 км;
- Наведение: лазерное терминальное, инерциальное и GPS;
- Точность: КВО до 5 метров;
- Высота сброса: до 12 км;
- Скорость носителя: до 1000 км/ч (дозвуковая);
- Подвески вооружения: внешние;
- Носители: самолеты тактической авиации Harrier GR7, Panavia Tornado, Eurofighter Typhoon, F-35 Lightning II.