Российская стратегическая крылатая ракета большой дальности Х-55 и ее современная модификация Х-555

Стратегическая крылатая ракета Х-55 большой дальности, была принята на вооружение стратегической авиации СССР в 1983 году. В то время, разрабатывало ракету, конструкторское бюро “Радуга”, а ее выпуск был налажен на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (до 1986 года). Крылатая ракета имеет большую массу, может оснащаться ядерной боеголовкой и запускается исключительно с борта стратегических ракетоносцев ВКС России. Последней модификацией этого стратегического авиационного боеприпаса “воздух-поверхность”, является ракета Х-555 2004 года.

Стратегическая крылатая ракета Х-55/555
Стратегическая крылатая ракета Х-55/555 может оснащаться ядерной боевой частью мощностью в 200 кт

В семейство ракет Х-55/555, также входит и крылатая ракета Х-101, с увеличенной массой до 2,4 тонны, которая была принята на вооружение в 2013 году. Впервые, боевое “крещение”, ракеты Х-55 и Х-555 получили во время военной операции в Сирийской Арабской Республике. С началом специальной военной операции России на Украине, ВКС России начали активно применять эти дальнобойные крылатые ракеты, со стратегических ракетоносцев Ту-160, Ту-22М и Ту-95МС, по военным и стратегическим объектам вооруженных формирований Украины. Ракеты Х-55 и Х-555, кроме ядерной боеголовки, также оснащаются в базовом варианте, фугасной проникающей боевой частью и имеют дозвуковую скорость.

Характеристики

Дальность и топливо. Крылатые стратегические ракеты Х-55 и Х-555, работают на жидком топливе, в отличии от обычных авиационных крылатых ракет “воздух-земля” с твердым топливом, которые применяются с подвесок вооружения тактических (фронтовых) истребителей и истребителей-бомбардировщиков типа Су-34. Наличие жидкого топлива в ракете, позволяет ей достичь дальности поражения до 2500 км.

Ракеты Х-55 и Х-555, выполнены по обычной аэродинамической схеме с оперением в хвостовой части и крыльями в середине корпуса. Большую часть массы ракеты, составляет жидкое авиационное топливо на децилине, которое было специально разработано для этого типа стратегического авиационного боеприпаса. Ракеты используют для полета двухконтурный турбореактивный двигатель семейства Р95-300, с автоматической электронно-гидравлической системой управления, которая умеет изменять режимы и регулировку тяги ракеты в полете.

Разница между ракетами Х-55 и Х-555 состоит в том, что крылатая ракета Х-555 2004 года, кроме инерциальной системы наведения, как в Х-55, использует также спутниковую навигацию ГЛОНАСС и оптико-электронную систему коррекции. В современных вариантах, после 2012 года, ракета Х-555, оснащена (предположительно), малогабаритной адаптивной антенной решеткой “Комета”, которая защищает спутниковую навигацию ракеты от средств РЭБ противника.

В целом, система спутникового наведения Х-555, улучшает коэффициент вероятного отклонения (КВО) до 20 метров, против 100 метров в Х-55.

Кроме этого, разработчики, кроме ядерной и фугасной боевой части, добавили в ракету Х-555, возможности оснащения боеголовкой с кассетной или осколочно-фугасно-зажигательной боевой частью. Однако, оснащение ракеты Х-555 вышеназванными боевыми частями, с дополнительным средним весом в 400 кг, привело к снижению дальности полета боеприпаса до 2 тысяч километров.

Носители, скорость и дальность. Как уже было сказано выше, за счет своих размеров от 5,88 метра (Х-55), до 6,04 метра (Х-555) и стартовой массы до 1,5 тонны, такие типы ракет, берут на борт только стратегические ракетоносцы, размещая на своих подвесках от 4-х до 6-ти единиц Х-55 или Х-555.

Тактические истребители и истребители бомбардировщики типа Су-35 или Су-34, как правило, размещают на подвесках вооружения высокоточные авиационные ракеты “воздух-поверхность” со средней длинной в 4 метра и стартовой массой 500-700 кг. Примером такой российской ракеты является Х-38.

Ракеты Х-55 и Х-555, имеют максимальную дозвуковую скорость в 830 км/ч, как и большинство любых российских крылатых ракет или аналогичных авиационных боеприпасов НАТО, таких как Storm Shadow, за исключением гиперзвуковой крылатой ракет 3M22 “Циркон”.

Базовая дальность поражения ракет Х-55 и Х-555, составляет 2500 км, хотя были попытки сделать такие ракеты более дальнобойными (Х-55СМ), посредством установки накладных топливных баков на корпус, что увеличило дальность до 3500 км.

Боевая часть и масса. Ракеты Х-55 и Х-555 имеют размах крыльев в 3,1 метр и базовую массу боевой фугасно-проникающей боевой части в 410 кг, со средним общим весом в 1,2 тонны (1195-1280 кг). Если на ракету Х-555 устанавливается другой тип боевой части (БЧ), со средним весом в 800 кг, то ее масса увеличивается до 1500-1700 кг. Точных данных по массе Х-555, с альтернативными БЧ — нет в открытом доступе. В основном, для ракет Х-55 и Х-555 используется фугасно-проникающая боевая часть. Также, эти ракеты оснащаются ядерной боеголовкой мощностью 200 кт.