Российский сверхзвуковой многоцелевой фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 “Утёнок” был принят на вооружение в 2014 году и на данный момент в ВКС России насчитывается около 127 боевых самолетов такого типа, а его рыночная цена в экспортной модификации Су-32, согласно общедоступным источникам, составляет 50-60 миллионов долларов. По своим летно-техническим характеристикам, истребитель-бомбардировщик “Сухого” имеет большой боевой радиус действия в 1130 км и максимальную скорость в 1900 км/ч.
Характеристики
- Наименование: многофункциональный тактический сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34; по классификации НАТО “Fullback” (“защитник”);
- Базовые модификации: Cу-34, Су-34М, Су-34НВО и Су-32 (экспортный);
- Экипаж: 2 человека;
- Длина: 23,34 метра;
- Максимальная масса с топливом и вооружением: 45 100 кг;
- Двигатель: силовая установка с двумя турбовентиляторными форсажными двигателями “Saturn” AL-31FM1;
- Максимальная скорость: на высоте 1,8 Маха (1900 км/ч), у поверхности 1,2 Маха (1400 км/ч);
- Дальность в одну сторону: на дозвуковой скорости 4500 км;
- Боевой радиус: 1130 км на дозвуковой скорости, 600 км на сверхзвуке;
- Практический потолок высоты: 17 км;
- Вооружение: авиационная 30-мм пушка ГШ-30-1 на 180 снарядов;
- Узлы подвески вооружения: 12 шт;
- Управляемые боеприпасы: ракеты “воздух-воздух” средней дальности Р-27, малой дальности Р-73, большой дальности Р-77;
- Крылатые управляемые ракеты: “воздух-поверхность” Х-38, Х-65, Х-41 (противокорабельная);
- Неуправляемые боеприпасы в блоках: нет;
- Авиабомбы: ФАБ-500, ФАБ-1500, РБК-500 (кассетная противотанковая);
- Оборудование: радар с электронным сканированием, система радиоэлектронного противодействия, приемник радиолокационного предупреждения;
- Начало производства: 1990 год;
- На вооружении России: 2014 год;
- Производитель: НАЗ имени Чкалова;
- Разработчик: ОКБ «Сухого»;
- Всего выпущено: 136-150 единиц;
- Количество на вооружении России: 127 единиц (данные портала Flightglobal.com)
- Стоимость: 50-60 миллионов долларов в экспортной модификации Су-32;
- Основные операторы: Россия, Алжир.
Разработка и создание
Российский многофункциональный боевой самолет Су-34, пришел на смену тактическому фронтовому бомбардировщику Су-24, который был снят с эксплуатации в ВКС России в 2016 году. Разработка Су-34 началась в ОКБ “Сухого” еще в середине 1980-х годов. В это время, советские ВВС имели на вооружении дозвуковой штурмовик Су-25 “Грач”, сверхзвуковой истребитель Су-27 и фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик Су-24, а также несколько модификаций МиГ.
Истребитель-бомбардировщик Су-34 создавался в ответ на появившийся у Пентагона в начале 1980-х годов, многофункциональный истребитель четвертого поколения F-16 “Fighting Falcon”. По замыслу разработчиков, новый Су-34 должен был обладать аэродинамической схемой характерной для истребителей, но в тоже время, уметь нести на себе тяжелое вооружение, характерное для бомбардировщиков.
В качестве основы для нового самолета, был взят уже хорошо зарекомендовавший себя в то время проект Су-27. Впервые Су-34 как прототип Т-10В-1, поднялся в воздух весной 1990 года, а в 1995 году, этот самолет на международном авиасалоне в Ле Бурже, Франция, был представлен как Су-32ФН (экспортный вариант). Небольшой серийный выпуск Су-34 начался в 2005 году и только в 2014 году, новый истребитель-бомбардировщик ВКС России был официально принят на вооружение.
Лётные качества и незаметность
Основным отличием Су-34 от аналогичных конкурентов НАТО, стали высокие аэродинамические качества, а также коэффициент подъёмной силы за счет двухкилевого вертикального оперения и трехопорного шасси.
Также боевой самолет обладает низкой радиолокационной площадью рассеивания, а его композитные материалы корпуса снижают уровень отражения радиолокационных волн за счет эффективного поглощения.
Как утверждают сами разработчики, Су-34 имеет при полете близко к поверхности радиолокационную заметность не выше чем у крылатой ракеты П-800 “Оникс” и сравним по характеристикам эффективной площади рассеивания (ЭПР менее одной единицы) с американским самолетом-невидимкой F-117 «Ночной ястреб». К примеру фронтовой бомбардировщик Су-24 имеет ЭПР в 7-10 единиц на кв.метр.
Новое вооружение
Из новинок, которые внедрили разработчики на борт истребителя-бомбардировщика Су-34, можно выделить средства радиоэлектронной борьбы “Хибины” или “Сорбция-С”, которые аналогичны разведывательным ДЛРО России.
Из-за этих особенностей радиоэлектронного вооружения, Су-34 еще в 2016 году сравнили с новейшим американским палубным самолетом РЭБ EA-18 “Growler”.
Также, на борту Су-34 есть новая оптическая система «Платан», которая умеет наводить на цель управляемые ракеты “воздух-поверхность”, а также планирующие авиационные бомбы ФАБ-500 и ФАБ-1500.
Модификации и дислоцирование
На период 2023 года, истребитель-бомбардировщик “Сухого” имеет четыре модификации. Кроме базовой модели Су-27, выпускается еще вариант для Алжира под литерой Су-32.
Еще в 2019 году, Алжирская Народная Демократическая республика подписала контракт с Россией на поставку 14 самолетов этого типа.
Также, начиная с 2021 года, все Су-34 ВКС России должны пройти модернизацию до версии Су-34М или Су-34 НВО (новые возможности). В этих модификациях существенно улучшены средства РЭБ, а также обновлена авионика.
На момент 2023 года, Россия имеет около 150 единиц Су-34, которые дислоцируются в четырех авиационных полках — в Воронежской, Ростовской, Челябинских областях и в Хабаровском крае.
Самолеты Су-34 применяются в боевых условиях в зоне спецоперации на Украине, а также наносят удары по террористическим группировкам с авиабазы Хмеймим в Сирии.