Управляемая авиационная бомба УПАБ-1500Б и западные аналоги

Российская управляемая авиационная планирующая авиабомба УПАБ-1500Б (бетонобойная), является одним из самых мощных управляемых боеприпасов в мире, созданных для подвесок оперативно-тактической авиации в 2020 году. Авиабомба, разработанная АО “ГНПП “Регион”, предназначена для поражения наземных и надводных особо прочных объектов, таких как бетонные командные пункты противника, пусковые установки стратегических ракет на стартовых позициях, автомобильные и железнодорожные мосты, а также боевые корабли. Впервые, российские ВКС применили УПАБ-1500Б в начале марта 2023 года, для уничтожения бетонных сооружений противника в районе населенного пункта Авдеевка ДНР.

 УПАБ-1500Б
Управляемая авиационная планирующая бетонобойная авиабомба УПАБ-1500Б имеет дальность планирования до 50 км

Характеристики

  • Габариты: длина 5,05 метра, диаметр 40 см;
  • Конфигурация: Х-образные крылья и стабилизирующие хвостовые ребра;
  • Максимальная дальность планирования: до 50 км;
  • Максимальная высота пуска на носителе: до 15 км;
  • Носитель: фронтовые тактические истребители-бомбардировщики Су-24М и Су-34НВО, сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 и истребитель 5-го поколения Су-57М/М1;
  • Общая масса: 1 525 кг;
  • Боевая часть: фугасная бетонобойная — 1 010 кг ;
  • Пробиваемость боеприпаса: несколько метров (точных данных нет);
  • Система управления: инерциальная с рулевым газовым приводом, воздушная;
  • Навигация: инерциально-спутниковая;
  • Предшественник: СПБЭ-К “Дрель” (НПО “Базальт”) и КАБ-1500 (ГНПП “Регион”);
  • Производитель: АО ГНПП “Регион”.

Принцип действия УПАБ-1500Б

Управляемая планируемая бомба УПАБ-1500Б сбрасывается с боевого самолета, а ее начальная скорость эквивалентна скорости носителя. После, боеприпас планирует по инерциально-спутниковой системе наведения на расстояние до 50 км от точки сброса.

Во время контакта с поверхностью, боеприпас “прожигает” бетон или броню объекта, а после активируется фугасная часть с мощной ударной волной.

Инерциальная система наведения УПАБ-1500Б использует датчики движения (акселерометры) и датчики вращения (гироскопы), для постоянного вычисления точного положения, применительно к ориентации и скорости, а также сверки наведения со спутниковыми источниками. Иными словами, даже если российская планирующая бомба попадет под средства РЭБ, то она продолжит ориентироваться с помощью инерциальной системы.

Мощность против дальности планирования

Нужно отметить, что как начальная скорость, так и скорость планирования УПАБ-1500Б неизвестна. Американские аналоги, такие как GBU-39, могут сбрасываться с носителя, который имеет сверхзвуковую скорость. Иными словами, начальная скорость такого боеприпаса также будет равняться сверхзвуковой.

Сейчас, УПАБ-1500Б является серьезным конкурентом, планирующим американским бомбам, так как Пентагон массово использует и производит только планирующие боеприпасы малого размера SDB (Small Diameter Bomb), которые имеют небольшую мощность и толщину пробития бетона до 1 метра и ставятся на многих видах боевых самолетов США.

Российский аналог также может ставится на истребители-бомбардировщики и штурмовики разного класса, однако имеет толщину пробития в несколько метров и большую ударную волну. Единственным недостатком версии авиационной бомбы 1500Б является ее дальность полета. Иными словами — мощность против дальности планирования.

Аналоги ВВС США

Пентагон начал выпускать планирующие боеприпасы класса воздух-поверхность с 1997 года. Этот проект получил название JDAM (Joint Direct Attack Munition), что в переводе означает “объединённый боеприпас направляемого поражения”. JDAM основан на технологии GPS, а самый большой вес боевой части в 910 кг имеют бомбы GBU-31.

США используют эти бомбы с GPS, на сверхзвуковых самолетах F-22 Raptor, F-15E Strike Eagle, Panavia Tornado и JAS-39 Gripen. Американская бомба умеет запускаться с носителя на сверхзвуковой скорости, с дальностью планирования до 110 км (легкие авиабомбы).

Сейчас, американские ВВС в основном используют легкие планирующие бомбы GBU-39 с массой в 130 кг и боевой фугасно-проникающей частью в 93 кг. Однако, такой боеприпас поражает бетонные объекты толщиной всего до 1 метра.

История создания

Идея по созданию тяжелых планирующих авиабомб для ВКС России, появилась только в 2018 году. В это время, НПО “Базальт” начало создание планирующей авиабомбы “Дрель”, которая имеет дальность полета в планировании с носителя Су-57 до 30 км, общую массу 540 кг и наводится на цель со спутника.

На конечном участке траектории, 15 боевых элементов “Дрели” отделяются от бомбы и спускаются на парашютах, наводясь на цель при помощи радарных и инфракрасных сенсоров. Однако, такой принцип действия подвергся критике из-за сложности применения.

В 2019 году, ОАО ГНПП “Регион” начала разработку планирующей авиабомбы КАБ-1500Кр с телевизионным наведением, а чуть позже и с лазерным полуактивным наведением. Эта бомба имеет общий вес в 1,5 кг.

Сейчас, планирующий авиационные авиабомбы делятся на два типа — со спутниковым наведением и лазерным наведением, в том числе и в инфракрасном диапазоне. Минусом первых является неустойчивость к РЭБ, недостатком вторых — помехи из-за неблагоприятных погодных условий у поверхности земли.

В 2019 году, началась разработка авиационной планирующей бомбы УПАБ-1500Б с инерциально-спутниковой системой наведения и фугасно-бетонобойной боевой частью весом в 1010 кг. В 2020 году, эти авиабомбы стали производить серийно.

Нужно отметить, что УПАБ-1500Б является самой удачной разработкой ВПК России, которая может ставиться на множество различных носителей и имеет боевую часть превышающую по мощности поражения западные аналоги.

По-прежнему не известна толщина бетонных сооружений, которые может пробить бомба УПАБ-1500Б. В 2021 году, генеральный директор АО “Корпорации Тактическое военное вооружение” Борис Обносов рассказал изданию “Военно-промышленный курьер”, что УПАБ-1500Б способна пробивать бетон в несколько метров. Других данных о эффективности планирующего боеприпаса пока нет.