Авиационные планирующие высокоточные бомбы типа GBU на вооружении военно-воздушных сил Израиля и США

Высокоточные планирующие авиабомбы GBU являются совместным проектом Пентагона и компании Boeing, по усовершенствованию имеющихся в наличии у ВВС США свободнопадающих авиационных боеприпасов. В связи с применением ВВС ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) большого количества авиабомб типа GBU для ударов по Сектору Газа, попробуем разобраться, что представляют из себя авиационные боеприпасы такого вида, находящиеся на вооружении Израиля и США, а также отметим тонкости в технической терминологии.

Средняя стоимость умной планирующей авиабомбы GBU (с модулем JDAM) составляет около 4,5 тысяч долларов, что значительно дешевле производства крылатой ракеты “воздух-поверхность”

Аналогом американских авиационных бомб GBU являются российские высокоточные боеприпасы класса “воздух-земля” ФАБ-500 (1500) с модулем УМПК (унифицированные модуль планирования и коррекции). В отличии от стран НАТО, в российских ВКС не существует особого названия для переделанных “ленивых” авиационных бомб, на которые ставятся УМПК (JDAM).

Техническая терминология

В ВВС США существует широкая номенклатура свободнопадающих авиабомб с низким лобовым сопротивлением под названием Mark (Mk), которые имеют свой номер, в зависимости от веса и типа боеприпаса. Компания Boeing устанавливает на эти “ленивые” авиабомбы комплект JDAM с навигацией и крыльями, который превращает такую авиабомбу в планирующий высокоточный боеприпас похожий по характеристикам на крылатую ракету, но как правило не имеющего своего двигателя. В этом случае, авиабомбе и присваивается название GBU или Guided Bomb Unit, что дословно переводится как управляемая бомбовая установка.

В свою очередь, модуль JDAM означает Joint Direct Attack Munition или в прямом переводе “совместный боеприпас прямой атаки”, что и вносит путаницу в терминологию. На самом деле, аббревиатура JDAM расшифровывается как “совместимое атакующие направляющие устройство для атаки”.

Как правило в СМИ, авиабомбы GBU называют бомбами JDAM, что не совсем верно. Однако этот термин прижился в российских СМИ благодаря дословному переводу. Так, 17 октября 2023 года, некоторые средства массовой информации сообщали, что удар по больнице Аль-Ахли в Газе, был нанесен израильскими ВВС с применением авиационной бомбы JDAM.

Однако ВВС ЦАХАЛ редко используют на своих носителях авиационные бомбы Mark с модулем JDAM, — для этого у Израиля есть свои универсальные модули, интеграция которых на авиационный боеприпас получила название “Spice”.

Израильские авиабомбы “Spice”

Первые американские истребители, такие как  F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon, военно-воздушные силы ЦАХАЛ получили в середине 1970-х годов, с широкой номенклатурой свободнопадающих авиационных бомб типа Mark.

В середине 1990-х годов, в СССР и США начались активные разработки планирующих модулей для авиабомб с инерциальным и инфракрасным наведением (ещё без GPS), ввиду чего израильская компания Rafael Advanced Defense Systems в 2003 году, начала производство для ЦАХАЛ и зарубежных ВВС, умного планирующего комплекта для бомб типа Mark с GPS наведением. США выпустили первый такой аналогичный модуль для своих авиабомб в 1997 году.

С модернизацией своих свободнопадающих бомб типа Mark в умные планирующие боеприпасы, которые получили название “Spice” (дополняющая точность), по аналогу с американским наименованием GBU, — ЦАХАЛ сделал и полный апгрейд своих боевых самолетов F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon, установив на истребители новые подвески вооружения и свое программное обеспечение.

Нужно отметить, что в отличии от России или США, где на “ленивую” авиабомбу просто одевается планирующий высокоточный модуль (комплект), Израиль в своих авиабомбах “Spice” использует только боеголовку от бомб типа Mark, а корпус с оперением и крыльями делается с нуля и является монолитным.

Сейчас израильские авиабомбы “Spice” для ВВС ЦАХАЛ, производятся компанией Rafael в основном из таких американских свободнопадающих авиационных боеприпасов как Mk-83 (“Spice-1000”) и Mk-84 (“Spice-2000”), которые имеют планирующую дальность до 100 км.

Авиабомба “Spice-1000” имеет общей вес в 450 кг с массой боеголовки из тритонала в 202 кг. В ВВС США эта авиабомба, сделанная из “ленивого” боеприпаса Mk-83 имеет название GBU-32 и GBU-55 (небольшая разница в массе). Авиабомба “Spice-1000” является кассетной.

Израильская авиабомба “Spice-2000” сделана на основании американского авиационного боеприпаса Mk-84, который еще называют BLU-109. Эта авиабомба имеет общую массу в 900 кг и боеголовку в 428 кг. Авиабомба “Spice-2000” является фугасно-проникающей (бетонобойной).

Израильская планирующая авиабомба “Spice” имеет большую среднюю стоимость в 50 тысяч долларов за единицу, чем цена на американскую GBU

Также, ЦАХАЛ располагает авиационными высокоточными авиабомбами “Spice-250 ER” с дальностью полета до 150 км за счет установки микро-турбореактивного двигателя с внутренним топливным баком. По различным данным, средняя цена на такой тип авиабомбы доходит до 150-300 тысяч долларов за единицу.

Нужно отметить, что израильские авиабомбы “Spice” несколько отличаются от американские GBU или российских ФАБ с УМПК. Высокоточная планирующая авиабомба “Spice”, в отличии от других аналогов, имеет 12 рулевых поверхностей в носовой части, хвостовом оперении и середине корпуса, что обеспечивает ее более эффективное планирование на цель. Также авиабомба оснащена не только спутниковым наведением, но и электронно-оптическим, так как разработана на основании аэродинамических и навигационных характеристик израильской крылатой ракеты Popeye класса “воздух-поверхность”.

Израильские авиабомбы “Spice” совместимы с такими носителями, как истребитель-бомбардировщик F-35, а также с истребителями F-15, F-16, Mirage-2000 и Tornado.

Авиабомбы GBU ВВС США

Военно-воздушные силы США имеют широкую номенклатуру свободнопадающих авиационных бомб под названием Mark (марка или тип). В зависимости от веса и тактических характеристик каждой бомбе присваивается свой номер, а после того, как на бомбу устанавливается планирующий высокоточный модуль JDAM, бомба получает аббревиатуру GBU.

Основная номенклатура планирующих высокоточных авиабомб ВВС США стоит из GBU-38, GBU-54, и JDAM-ER (модуль дальнего планирования), где за основу взята “ленивая” авиабомба Mark-82; авиабомб GBU-32 и GBU-55 с боеголовкой Mark-83, а также GBU-31 и GBU-56 на основе Mark-84/ BLU-109.

Установка планирующей авиабомбы GBU на американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Модуль JDAM собран ещё не полностью

Все типы этих бомб могут иметь как кассетную боевую часть, которая активируется над поверхностью, так и фугасно-проникающую боеголовку, предназначенную для разрушения бетонированный объектов.

Нужно отметить, что американский модуль JDAM применяется для модернизации неуправляемых бомб общий вес которых варьируется в диапазоне от 230 до 910 кг. Российский ВПК выпускает авиабомбы ФАБ с модулем УМПК, которые весят 1,5 тонны.

Планирующая авиабомба на основе Mark-82 имеет дальность в 75 км и общий вес в 230-260 кг в зависимости от конфигурации, — поэтому для GBU применяются разные номера. Вес боеголовки Mark-82 составляет 89 кг, а ее длинна равняется 2,35-2,38 метра.

Авиабомба дальнего действия с полетом в 95 км, на основе боеголовки Mark-82 не имеет своей литеры GBU и в виде исключения, называется просто JDAM-ER или Extended Range (расширенный диапазон). Этот вариант для увеличения дальности планирования имеет более широкое и длинное крыло.

Планирующая авиабомба GBU на основе Mark-83 имеет общий вес от 460 до 475 кг, боеголовку в 202 кг и длину в 3 метра, с аналогичной по функциональности поражения боевой частью как и Mark-82.

Планирующая авиабомба GBU с номерами 31 и 56, на основе Mark-84, имеет общий вес около 900 кг и боеголовку в 428 кг с фугасно-осколочной проникающей боевой частью (бетонобойная). Эта самая большая планирующая бомба на вооружении ВВС США. Бомба образовывает кратер шириной в 15 метров и способна пробить бетон толщиной в 3,4 метра с поражающим радиусом в 370 метров.

На основе авиабомбы Mark-84 производится бетонобойная авиабомба BLU-109 (Bomb Live Unit) с фугасно-проникающей боевой частью, которая также оснащается модулем JDAM (GBU-56).

Как правило, начальная скорость планирования американских авиабомб GBU составляет 0,8-0,9 Маха (дозвуковая) и зависит от скорости истребителя. Самолет-носитель способен сбросить такую бомбу на максимальной высоте до 12 километров. Теоретически, такой тип авиабомб можно сбрасывать с самолета идущего на сверхзвуке (от 1250 км/ч), однако такие действия могут вызвать сложности для самого носителя.