Истребитель F-16 Viper (V) Block 70/72: модернизированная классика для современных ВВС

Истребитель F-16 Viper (V) Block 70/72 — является новой модификацией боевого самолета F-16 Fighting Falcon и был официально принят на вооружение ВВС США в 2021 году. Разработчиком и производителем истребителя выступает американская компания Lockheed Martin. F-16 Viper предназначен для ведения боевых действий в условиях высокой насыщенности ПВО, перехвата воздушных целей и нанесения ударов по наземным объектам. Этот истребитель является экспортной модификацией и был создан как относительно недорогая альтернатива для стран, которым необходимы современные боевые возможности, но без затрат на истребители пятого поколения. ВВС США применяют Viper органично, для патрулирования границ.

Истребитель F-16 Viper (V) Block 72 ВВС Бахрейна. Самолет имеет боевой радиус без дополнительных баков до 750 км, РЛС обнаружения до 180 км, максимальную массу в 19 200 кг и скорость до 1800 км/ч

Экспортная стоимость и заказчики

Стоимость одного истребителя F-16V Block 70/72 варьируется от 63 до 70 миллионов долларов США в зависимости от конфигурации, вооружения и дополнительных услуг в рамках пакета FMS (Foreign Military Sales). Эта модификация ориентирована на экспорт и уже продана ряду союзников США. Среди подтверждённых заказчиков — Бахрейн (16 ед.), Словакия (14 ед.), Болгария (16 ед.), Марокко (25 ед.), Тайвань (66 ед.), а также Иордания, Филиппины и Индонезия. Турция планирует получить 40 новых F-16V и модернизировать 79 единиц своих F-16 до этого стандарта.

Модификация и вариативность

Обозначение Block (Блок) у семейства F-16 отражает технологический уровень и оснащение (модификацию), а пилотажная конфигурация обозначается как C/D или E/F, которая в зависимости от блока, может быть одноместной или двухместной. К примеру C — одноместная и самая распространённая версия, а F-16D — двухместная версия. К этим версиям добавляется номер блока модернизации. Другой пример — одноместный F-16E Block 60 — одноместный самолет, разработанный исключительно для ОАЭ.

Однако в случае с F-16V Block 70/72 такая вариативность не применяется. F-16V Block 70 — исключительно одноместный, а F-16V Block 72 — может быть как одноместным, так и двухместным, но с другим двигателем.

Радиолокационная система и авионика

Ключевым элементом модернизации в Block 70/72 стала радиолокационная станция AN/APG-83 SABR (Scalable Agile Beam Radar) — РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), созданная компанией Northrop Grumman. Эта станция (система) обеспечивает высокую устойчивость к помехам, одновременное ведение до 20 целей и режим синтезированной апертуры (SAR) для точного картографирования поверхности.

Ключевые характеристики AN/APG-83:

  • Максимальная дальность обнаружения воздушных целей (без помех и на высоте) — до 160-180 км для целей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) около 3-5 м² (например, истребителя 4-го поколения);
  • Дальность обнаружения при направлении на лобовую проекцию аэродинамической цели (то есть при минимальной ЭПР противника, 0.3–1 м²), — оценивается на уровне 100–120 км, в зависимости от режима радара, высоты и условий помех;
  • Для малозаметных целей (ЭПР 0.01–0.1 м²), таких как небольшие дроны или крылатые ракеты, дальность может снижаться до 30-50 км.
  • Возможность одновременного ведения воздушного боя и наведения на наземные цели (режим Multi-Target Track & Engage);
  • Высокая устойчивость к радиоэлектронному противодействию (РЭП);
  • Повышенная надёжность и возможность замены в рамках быстрой логистики.

Кроме этого, на борту интегрирована современная архитектура Mission Computer MMC 7000AH, — цифровая система управления вооружением, нашлемная система прицеливания JHMCS II, каналы связи Link 16 и комплекс самозащиты ALQ-213 с возможностью подключения к системам РЭБ.

Двигатель

Выбор двигателя F-16 Viper (V) зависит от предпочтений заказчика и совместимости с уже имеющимся в наличии F-16, которые могут модернизироваться до Block 70/72. Таким образом, его модификации оснащены различными форсажными турбореактивными двигателями:

  • Block 70 — с двигателем General Electric F110-GE-129, тягой до 131 кН,
  • Block 72 — с двигателем Pratt & Whitney F100-PW-229, тягой до 129 кН.

Скорость, высота и боевой радиус

Максимальная скорость истребителя — до 2 120 км/ч (2 Маха) на большой высоте. В низких слоях атмосферы, скорость Viper будет ниже, порядка 1 400-1 500 км/ч, из-за большей плотности воздуха и сопротивления.

Скорость в 2 Маха для F-16 Viper достигается без подвесок, в “чистой” конфигурации (без внешнего вооружения и баков).

При полной боевой нагрузке и подвесных баков — практическая скорость боевого самолета ограничивается 1.6-1.8 Маха, чтобы избежать перегрева и разрушения внешних элементов.

Практический потолок высоты самолета — 15 200 м. Боевой радиус в ударной конфигурации с тремя подвесными дополнительными топливными баками (ПТБ)— около 1 500 км, что делает F-16V пригодным для применения вне зоны действия своих аэродромов. Однако, без ПТБ, боевой радиус самолета ограничен 550-750 км.

Перегоночная дальность F-16V Block 70/72 составляет до 4 200 км с тремя подвесными топливными баками и без боевой нагрузки.

Вооружение и масса

F-16 Viper сохраняет восемь подкрыльевых и два фюзеляжных узла подвески, а также встроенную 20-мм пушку M61A1 Vulcan. Общая боевая нагрузка может превышать 7 000 кг с широкой номенклатурой вооружения:

“Воздух-воздух”:

  • AIM-9X Sidewinder (ИК-наведение, ближний бой);
  • AIM-120C/D AMRAAM (активное РЛ-наведение, дальний бой);
  • IRIS-T (европейский аналог AIM-9X по заказу).

“Воздух-земля”:

  • Авиабомбы с лазерным и GPS-наведением GBU-10/12/31 JDAM, Paveway;
  • Модульные боеприпасы типа SDB GBU-39;
  • AGM-65 Maverick (оптико-ЭО/ИК/лазерное наведение);
  • AGM-88 HARM (противорадиолокационная);
  • AGM-158 JASSM (крылатая ракета малозаметного профиля с дальностью свыше 370 км).

Прочее:

  • Капсулы наведения и разведки (Sniper XR, LANTIRN);
  • Подвесные контейнеры РЭБ (AN/ALQ-184, ALQ-131);
  • Дополнительные баки и оборудование для дозаправки в воздухе.

Архитектурно важные массы:

  • Пустой вес (без топлива и вооружения): до 8 570 кг;
  • Максимальный запас топлива (внутренний + 3 ПТБ): до 7 000 кг;
  • Полезная нагрузка (вооружение + баки): до 7 700 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 19 200 кг.