Ракетный комплекс “Гермес” разработан и производится тульским АО “Конструкторское бюро приборостроения” (КБП) с 2009 года. В функции российского ракетного комплекса входит поражение фортификационных и инженерных объектов противника, а также надводных кораблей и бронетехники. Первыми вариантами комплекса, является модификации “Гермес -А” для авиационных носителей и наземный колесный комплекс “Гермес”, после которых вышла корабельная установка “Гермес-К” и стационарный комплекс стационарного базирования “Гермес-С”, для Береговой обороны ВМФ. С момента создания авиационного варианта “Гермес”, комплекс начали ошибочно характеризовать как ПТРК большой дальности, за счет установленной на ракете лазерной полуактивной головки самонаведения, где цель подсвечивается лазерной станцией подсвета на борту носителя.
Ракета “Гермес” имеет и радиокомандную систему наведения, которая устанавливается (но не аналогична) на ПТУР авиационных вертолетных ПТРК “Штурм-В”. Третьим вариантом наведения ракеты комплекса “Гермес”, является инерциальная система, аналогичная крылатым и баллистическим ракетам. Иными словами, ракетный комплекс “Гермес”, это смесь ОТРК малой дальности и баллистической, а также крылатой ракеты (в наземной колесной и стационарной версии). Кроме этого, в отличии от ПТРК, боевая часть ракеты “Гермес” является проникающей осколочно-фугасной, а не тандемно-кумулятивной, как в ПТУР.
Характеристики
Так как ракетный комплекс “Гермес” является перспективным российским вооружением, точных тактических характеристик его ракет, в зависимости от платформы, — нет в открытом доступе, а состав стационарного комплекса берегового базирования неизвестен.
Состав наземного комплекса. Как уже было сказано выше, ракетный комплекс “Гермес”, в одном из вариантов, имеет наземное позиционирование, пусковая установка которого размещается на колесном шасси КамАЗ-43114 с 24 единицами ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Также, в состав комплекса входит машина обнаружения и сопровождения цели с РЛС и выдвижной мачтой, командная машина связи и навигации, транспортно-заряжающая машина и комплекс с разведывательными БпЛА.
Ракета наземного комплекса по конфигурации аналогична бикалиберной противовоздушной ракете 57Э6Е, которая используется в ЗРК “Панцирь-С1”. В данном случае, бикалиберность означает не использование разных калибров снарядов, как к примеру в РСЗО “Возрождение”, а использование различных по диаметру блоков — с боевой частью, навигацией и наведением и ракетной, — с твердотопливным двигателем.
Есть мнение, что бикалиберность в ракете комплекса “Гермес” означает калибр ракетной части в 170 мм и 210 мм, от которого зависит дальность полета боеприпаса.
Дальность поражения наземного комплекса “Гермес” составляет до 100 км. На маршевом участке, ракета летит со сверхзвуковой скоростью в 1000 м/ч (3600 км/ч), с наведением по радиоканалу от наземной РЛС с достаточно ограниченным горизонтом видимости, увеличение которого возможно помощью разведывательных БпЛА. Альтернативой является инерциальная система наведения с заранее известными координатами.
Пока нет данных, что ракета “Гермеса” использует GPS/ГЛОНАСС наведение, так как в условиях развитых средств РЭБ, такая функция является скорей помехой, чем преимуществом.
Также, не существует точных данных о наведении ракеты комплекса “Гермес” на конечном участке полета. Известно, что вблизи цели, ракета по аналогу с крылатой ракетой, взмывает вверх, а после пикирует на цель. Иными словами, ракета после пуска ее по баллистической траектории, значительно снижается и умеет маневрировать в рельефе местности, как и крылатые ракеты.
С большей долей вероятности, в наземном варианте ракеты, на выбор или вместе, установлена не только полуактивная лазерная головка самонаведения, но и оптическая телевизионная, а также инфракрасная (вероятно для поражения одиночной бронетехники). В некотором смысле, ракета наземного пуска комплекса “Гермес”, напоминает технологию наведения старой крылатой советской береговой противокорабельной ракеты П-35Б.
Ракета “Гермес” имеет проникающую осколочно-фугасную боевую часть с весом в 28 кг. Поражение тяжелой бронетехники противника, осуществляется залпом в несколько ракет. Также, наземный комплекс “Гермес” отлично подходит для контрбатарейной борьбы.
Авиационная версия комплекса называется “Гермес-А”, с дальностью применения ракеты с ударных вертолетов типа Ка-52 “Аллигатор” или боевых самолетов (вероятно Су-25 “Грач”) до 20 км, что значительно меньше, чем в наземной версии, однако достаточно, чтобы не входить в зону поражения ЗРК малой дальности, типа IRIS-T SLS.
Авиационная ракета комплекса “Гермес” наводится по лазерному целеуказанию, с борта вертолета или самолета носителя ракеты, а также в некоторых случаях со стороннего БпЛА. Лазерная головка наведения ракеты совмещена с оптико-электронной системой наведения и имеет телевизионный и тепловизионный каналы.
Как правило, авиационный носитель оснащен двумя пусковыми установками комплекса “Гермес”, с 16 единицами ракет в каждом.
Корабельный вариант комплекса называется “Гермес-К”, с модернизированной установкой на базе артиллерийской системы АК-630. Корабельный вариант по оборудованию аналогичен наземному варианту. Также есть информация, что корабельная модификация “Гермеса” может использоваться и без РЛС с уменьшенной дальностью поражения до 20 км.