Ударный вертолет Ка-52 “Аллигатор”: российский “Жулик” в небе Украины

Ударный двухместный вертолет Ка-52 “Аллигатор” был принят на вооружение ВКС России в 2011 году и служит для разведки и поражения пехоты, тяжелой и легкобронированной техники противника. Вертолет имеет три модификации: базовую, для палубной авиации Ка-52К “Катран” и версию Ка-52М 2020 года. Кроме России, основным оператором Ка-52 “Аллигатор” является ВВС Египта. Всего АО “ААК Прогресс” произвела более 250 единиц вертолета “Аллигатор”, а стоимость версии Ка-52М с улучшенными аэродинамическими характеристиками, доходит до 15 миллионов долларов для МО РФ.

Сейчас Ка-52 “Аллигатор” активно применяется ВКС России в ходе специальной военной операции на Украине, впервые появившись в небе Незалежной в феврале 2022 года, во время высадки Гостомельского десанта под Киевом. Страны НАТО называют российский вертолет Ка-52 “Жуликом” или “Обманщиком” (Hokum), за его уникальные аэродинамические характеристики. В июне 2023 года, западные СМИ назвали одной из причин выведения из строя большого количества военной техники НАТО во время наступления ВСУ, именно удары с воздуха Ка-52, который имеет дальность пуска РК «Гермес-А» “воздух-поверхность” до 20 километров.

Ка-52М "Аллигатор"
Ударный вертолет ВКС России Ка-52М “Аллигатор”

Характеристики вертолета Ка-52 “Аллигатор”

  • Полное наименование: двухместный разведывательно-ударный вертолет Ка-52 “Аллигатор”; по кодификации НАТО Hokum B (“Жулик”).
  • Экипаж: 2 человека — пилот и штурман-оператор.
  • Длинна: 16 метров.
  • Максимальная масса с топливом и вооружением: 10 800 кг.
  • Двигатель: 2 газотурбинных ТВ3 ВК-2500 с мощностью 2700 л.с.
  • Максимальная скорость: 350 км/ч.
  • Боевой радиус: 460 км в базовой версии.
  • Дальность в одну сторону: на крейсерской скорости 260 км/ч до 1110 км.
  • Динамический потолок высоты: 5500 метров.
  • Практический потолок высоты: 4000 метров. 
  • Вооружение: 30-мм пушка 2А42 на 460 выстрелов.
  • Точки подвески: 6 единиц для версии Ка-52М.
  • Управляемые ракеты: “воздух-поверхность” ПТУР 9М120-1 «Атака» (6 км), ПТУР 9А4172К «Вихрь-1» (10 км) или УР 9М39 «Игла-В» и 9М342 «Игла-С» (до 6 км), «Гермес-А» (20 км).
  • Неуправляемые ракеты в блоках: на 4 подвесках по 5 единиц НАР 122-мм С-13 “Тулбас” (до 3 км) или по 20 штук 80-мм С-8 (до 2 км).
  • Авиабомбы: 4 единицы КАБ-500.
  • Разработчик: ОАО “Камов”.
  • Производитель: ОАО ААК «Прогресс» имени Сазыкина.
  • Серийное производство: с октября 2008 года.
  • Принятие на вооружение ВКС России: 2011 год.
  • Количество выпущенных: более 250 единиц.
  • Стоимость: для МО РФ 15 миллионов долларов, 25 миллионов долларов в экспортных вариантах. Источник
  • Основные операторы: Россия около 150 единиц, Египет около 100 единиц, в том числе и Ка-52К (палубный).

Разработка и создание

Ударный российский вертолет Ка-52 “Аллигатор” является дальнейшей модификацией Ка-50 “Черная акула”. Эксперименты, по модификации вертолета “Черная акула” начались еще в 1996 году.

Несмотря на популярность Ка-50 “Черная акула” в российских и западных СМИ, где новый ударный вертолет представляли на различных международных выставках, количество выпущенных “Акул” к началу нулевых годов составляла всего 16 единиц вместе с прототипами.

В 2001 году, вертолеты Ка-50 “Черная акула” впервые получили боевое крещение в Чеченской Республике, во время КТО и подтвердили худшие подозрения разработчиков.

Как оказалось, Ка-50 был подвержен высоким рискам поражения с земли, при его долгом нахождении в воздухе, по причине ожидания информации целеуказания, которые предоставляли другие вертолеты Ка-60 или Ка-29. Причиной было отсутствие соответствующего оборудования на борту, которым должен был управлять еще один член экипажа.

В 2009 году, производство Ка-50 “Черная акула” было прекращено, а на его месте появился первый успешный российский ударный вертолет Ка-52 “Аллигатор” с дополнительным штурманом-оператором.

Штурман оператор Ка-52 “Аллигатор” работает с комплексом разведывательного радиолокационного оборудования и оптико-электронным комплексом наблюдения и целеуказания.

Также, основным отличием Ка-52 от “Черной акулы” стала носовая часть вертолета с электронным оборудованием вместо электромеханических приборов.

В 2008 году, завод “Прогресс” начал серийный выпуск боевых вертолетов “Аллигатор”, которые начали поступать в части ВКС России в 2011 году.

Особенности и модификации Ка-52 “Аллигатор”

Ударный вертолет аллигатор выполнен по соосной схеме расположения винтов (два винта на вертикальной штанге). Такое расположение винтов увеличивает несущие КПД вертолета на 22% по сравнению с одновинтовой машиной.

Также, соосная винтовая схема позволяет увеличить практический и динамический потолок высоты на 1000 метров и придать большую мощность скороподъемности на 5 м/с. Соосная схема винтов имеет преимущества в управлении при маневрировании.

В Ка-52 разработчики реализовали размещение пилота и штурмана рядом, а не за друг другом, что позволяет не дублировать дисплеи и приборы целеуказания и навигации для вывода оперативной информации.

В кабине вертолета размещен прицельный пилотажно-навигационный комплекс «Аргумент-52» с управлением авионикой, который имеет 5 многофункциональных дисплеев.

В отличии от Ка-50 с четырьмя подвесками для вооружения, на “Аллигаторе” поставлены шесть подвесок, а его основной “визитной карточкой” является противотанковые управляемые ракеты 9А4172К «Вихрь-1» с дальностью поражения цели до 10 км.

На вооружение российского “Аллигатора” имеются и управляемые авиационные ракеты “Гермес-А” с кумулятивно-осколочной боевой частью, способные поражать бронетехнику на расстоянии в 20 км, не входя в зону действия ПВО противника малого радиуса.

В 2020 году, на вооружение ВКС России начали поступать модернизированные Ка-52М “Аллигатор” с дополнительными топливными баками, что расширяет боевой радиус. Также в версии Ка-52М установлен новый комплекс связи, прицельная и навигационные системы и программное обеспечение управления огнем.

Ка-52М “Аллигатор” получил комплекс разведки, управления и связи «Стрелец», позволяющий совершать обмен тактической и оперативной информацией с войсками на земле, в том числе и с новыми российскими танками Т-90АМ “Прорыв” и Т-14 «Армата».

Палубный ударный вертолет Ка-52К “Катран”

В 2015 году, появилась версия Ка-52К «Катран» для палубной авиации, в котором имеется механизм складывания лопастей и усиление стоек шасси. Однако, этой версии вертолета всего 4 подвески для вооружения. Недостаток размещения управляемых ракет, компенсируется в “Катране” модификацией комплекса “Гермес”, который умеет поражать цели на дальности до 100 км.

Именно вертолеты Ка-52К «Катран», которые поднимались в воздух с борта авианосца “Адмирал Кузнецов”, наносили сокрушительные удары в 2016 году, по террористическим формированием в Сирии.

вертолет Ка-52К "Катран" на борту "Адмирал Кузнецов"
Ударный вертолет Ка-52К “Катран” на борту авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов”

Кроме этого, ударный вертолёт “Катран” способен нести на борту противокорабельные ракеты Х-35У с дальностью поражения до 500 км (с 2021 года).

Кроме этого, на палубную версию Ка-52К устанавливаются ракеты Х-31 “воздух-поверхность”, которые используются тяжелыми истребителями Су-27 и легкими МиГ-31 в новейших модификациях.

В конце 2023 года и в начале 2024 года, ожидается спуск на воду больших десантных кораблей-вертолётоносцев Тихоокеанского флота “Владимир Андреев” и “Василий Трушин”, на которых будут размещаться ударные вертолеты Ка-52К “Катран”.