На фоне боевых действий на Украине и усиливающегося противостояния с НАТО, Минобороны России может вернуться к финансированию серийного производства многоцелевого истребителя поколения 4++ МиГ-35С. Об этом пишет ряд западных военно-аналитических ресурсов ссылаясь на некий инсайд от государственной Объединенной авиастроительной корпорации, который пока официально не подтверждается.

Индийский след
МиГ-35 разрабатывался преимущественно с расчётом на внешний рынок и участвовал в индийском тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), целью которого была закупка 126 истребителей среднего класса для замены устаревших МиГ-21 и укрепления боевых возможностей ВВС Индии. Однако, в 2011 году, российский боевой самолет (как и американский F-16IN) проиграл тендер, в котором ВВС Индии сделали ставку на французский Rafale F3R.
Сделка на поставку 36 истребителей Dassault Rafale F3R, подписанная Индией с Францией в 2016 году, обошлась ВВС Индии примерно в 7,87 миллиарда евро (около 8,7 миллиарда долларов по курсу на момент контракта). Таким образом, стоимость одного самолёта с учётом пакета вооружений, логистики, подготовки личного состава и сопровождения составила около 240 миллионов долларов.
Высокая цена на “французский гламур” вызывала в Индии значительную критику и обсуждение, особенно на фоне начальной цели MMRCA — закупки 126 истребителей среднего класса с продвинутыми современными характеристиками, но по недорогой цене.
В этом смысле, российский МиГ-35 по экспортной цене около 65 млн долларов полностью отвечал запросам Минобороны Индии, однако имел несколько низкий рейтинг применительно к палубным МиГ-29К, поставленных в 2009 году для авианосцев INS Vikrant в недоработанном виде.
Через трудности — к боевой готовности
Несмотря на провал в индийском тендере, проект многоцелевого боевого истребителя МиГ-35 не был положен под сукно. Вероятно, новый истребитель семейства МиГ ждет такая же судьба, как и Су-30, который сначала поставлялся исключительно на экспорт, а после, приобрёл и современную модификацию Су-30СМ2 для ВКС РФ.
Российские разработчики предлагали Индии современную многоцелевую платформу с уникальной перспективной бортовой РЛС “Жук-АЭ” с активной фазированной антенной решеткой и дальностью обнаружения до 180 км, оснащенную турбореактивными двигателями РД-33МК, каждый с тягой до 9 000 кгс на форсаже, которую в последствии и реализовали в модификации МиГ-35С, первые самолеты которой поступили в войска небольшой партией в 2021 году.
В 2023 году, стало известно, что МиГ-35С активно тестируется в боевых вылетах на украинском театре военных действий и для этого самолета уже нашелся иностранный заказчик.
Экспортные перспективы: КНДР, Беларусь и Индия
Возвращение Объединенной авиастроительной корпорации к серийному производству семейства МиГ-35, уже протестированному в зоне СВО на Украине, также может иметь экспортную мотивацию — среди потенциальных клиентов называют Северную Корею, где ВВС КНА используют устаревшие советские МиГ-29.
Россия, в отличие от Китая, не ограничена санкциями ООН на поставки вооружения в КНДР и может предложить этот недорогой самолёт поколения 4++ в рамках углубляющегося военно-технического сотрудничества.
Также рассматривается возможность поставок в Белоруссию, испытывающую дефицит средств на закупку тяжёлых истребителей, и вновь в Индию — с учётом майского провала Rafale F3R в противостоянии китайским J-10C находящимся на вооружении ВВС Пакистана. Дополнительный интерес могут проявить такие государства, как Судан или Йемен, ранее закупавшие МиГ-29.
Таким образом, геополитическая обстановка и необходимость быстрой компенсации потерь в авиации, делают проект МиГ-35 вновь актуальным. В случае принятия политического решения, российская промышленность способна оперативно наладить серийное производство этих истребителей, что обеспечит ВКС РФ дополнительный ресурс в условиях затяжного конфликта на Украине.