INS Vikrant: индийский авианосец с палубными истребителями МиГ-29К

В сентябре 2022 года, Индия официально ввела в строй свой первый полностью национальный авианосец — INS Vikrant (“Викрант”). Его строительство стало поворотным моментом для индийского военно-морского флота и наглядной демонстрацией промышленного и технологического суверенитета страны. Его ключевым боевым элементом являются МиГ-29К — российские многоцелевые истребители, специально адаптированные для морского базирования и принятые на вооружение Индии в 2010 году. МиГ-29К базируются на Vikrant по трамплинной схеме STOBAR и уже доказали свою совместимость с индийской морской инфраструктурой в составе авианосца INS Vikramaditya.

INS Vikramaditya
Авиационная группа INS Vikramaditya состоит из 40 единиц МиГ-29К и различных типов вертолетов

Стоимость и символизм

Проект строительства INS Vikrant обошёлся примерно в 2,9 млрд долларов США, из которых около 2,5 миллиарда приходится на непосредственную стоимость самого авианосца. Это самая масштабная и сложная судостроительная программа в истории индийской оборонной промышленности.

Аббревиатура INS расшифровывается как Indian Naval Ship — “корабль военно-морского флота Индии”, а Vikrant в переводе с санскрита означает “смелый” или “победоносный” — имя, данное не случайно, так как авианосец стал наглядным доказательством того, что Индия способна самостоятельно осваивать одну из самых технологически сложных областей оборонной архитектуры — авианосное кораблестроение.

Конструкция и возможности

INS Vikrant проектировался в индийском бюро военно-морского проектирования (Directorate of Naval Design) и строился на верфи Cochin Shipyard Limited в Керале. Корабль стал первым индийским авианосцем, построенным с нуля, в отличие от INS Vikramaditya — модернизированного бывшего российского авианесущего крейсера “Адмирал Горшков”.

Авианосец Vikrant имеет полное водоизмещение около 43 тысяч тонн, длину 262 метра и ширину летной палубы порядка 62 метров. Четыре газотурбинных двигателя LM2500+ от General Electric суммарной мощностью 88 МВт, позволяют авианесущему кораблю развивать скорость до 28 узлов и обеспечивают автономность до 7 500 морских миль.

Авиакрыло: текущие возможности и будущие перспективы

Главная боевая сила Vikrant — его авиакрыло. На борту могут размещаться до 40 летательных аппаратов, включая палубные истребители МиГ-29К, вертолёты радиолокационного дозора Ка-31, противолодочные Seahawk MH-60R американского производства, а также индийские многоцелевые HAL Dhruv.

В перспективе, корабль станет базой для собственного палубного истребителя TEDBF (Twin Engine Deck Based Fighter), разрабатываемого Организацией авиационного проектирования Индии (ADA). Самолёты запускаются по схеме STOBAR — с трамплина, с последующей посадкой при помощи аэрофинишёров. Такая конфигурация, заимствованная у советской и китайской кораблестроительных школ, имеет определённые ограничения по боевой нагрузке, но снижает сложность и стоимость эксплуатации по сравнению с катапультными системами типа CATOBAR.

Локализация производства и ключевые системы

Примечательно, что свыше 75% компонентов авианосца имеют индийское происхождение. В этом плане, Vikrant стал испытательной платформой для национальных индийских проектов. Особое внимание уделялось материалам: корпус построен из специальной стали марок DMR 249A и 249B, разработанных Индийской организацией оборонных исследований и металлургическим гигантом SAIL.

Также были интегрированы национальные системы боевого управления, связи и радиоэлектронной борьбы. Среди ключевых технологических достижений стоит выделить радар EL/M-2248 MF-STAR с активной фазированной антенной решеткой, которая обеспечивает обнаружение воздушных целей и управление зенитным огнём.

Средства обороны и уровень защищённости

С точки зрения обороны, корабль защищён многоуровневыми системами ПВО ближнего действия. На борту размещены израильско-индийские ракеты Barak-1 и артиллерийские установки АК-630 российского происхождения. Эти средства создают зону активной обороны вокруг корабля, обеспечивая защиту от ракет и воздушных угроз на дальностях от нескольких километров до нескольких сотен метров.

Стратегическая значимость

Однако значение Vikrant выходит далеко за рамки военно-технической сферы. В геополитическом плане это заявка на формирование полноценного авианосного флота, способного действовать в ключевых зонах Индийского океана.

Стратегическая концепция ВМС Индии предполагает создание по меньшей мере трёх авианосных ударных групп, каждая из которых будет оперировать в одном из главных направлений — западном (Аравийское море), восточном (Бенгальский залив) и резервном/экспедиционном. А апреле 2025 года, ВМС Индии развернули ударную военно-морскую группу во главе с Vikrant в Аравийском море для сдерживания Пакистана.

Vikrant вместе с Vikramaditya формирует основу этой архитектуры, демонстрируя способности к проецированию силы, патрулированию морских коммуникаций и участию в региональных конфликтах высокой интенсивности.

Технологическое сравнение

С технической точки зрения, INS Vikrant пока уступает наиболее современным западным авианосцам, таким как американский Gerald R. Ford, прежде всего по части энергетики, авиагруппы и темпа боевых вылетов. Тем не менее, его основная задача — не глобальное доминирование, а обеспечение регионального паритета, особенно в условиях растущего военно-морского потенциала Китая, который уже ввёл в строй два авианосца и ведёт постройку третьего с ядерной силовой установкой.