Многоцелевой истребитель Су-30СМ2 был официально принят на вооружение ВКС и ВМФ России в 2022 году. Это усовершенствованная версия хорошо зарекомендовавшего себя Су-30СМ, в которой реализован комплекс доработок на основе технических решений и технологий от семейства Су-35. Одним из ключевых преимуществ истребителя стала установка мощной бортовой радиолокационной станции с пассивной фазированной антенной решёткой ( ПФАР) “Ирбис-Э”, обладающей дальностью обнаружения воздушных целей до 400 км. Это позволило существенно расширить возможности боевого применения Су-30СМ2 в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия и повысить его эффективность при работе по малоразмерным и малозаметным целям.

Стоимость
Стоимость одного истребителя Су-30СМ2 для российских ВКС составляет около 44 млн долларов США. Эта цифра была определена на основе контракта Министерства обороны России, заключённого в августе 2020 года, который предусматривал закупку 21 самолёта Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолётов Як-130 на общую сумму 100 миллиардов рублей (примерно 1,33 миллиарда долларов США). Учитывая, что стоимость одного Як-130 составляет около 15 миллионов долларов, оставшаяся сумма позволяет оценить цену одного Су-30СМ2 в примерно 44 миллиона долларов.
Следует отметить, что эта стоимость включает базовую комплектацию самолёта без учёта вооружения, средств обучения и технической поддержки. Для сравнения, стоимость французского истребителя Rafale F3R в базовой конфигурации составляет около 80 миллиона долларов, а с полным комплектом вооружения и обслуживания может достигать до 200 млн долларов. Таким образом, Су-30СМ2 представляет собой более экономичное решение при сохранении высокой боевой эффективности.
Ирбис-Э: технологическое превосходство в воздухе
Одним из ключевых элементов боевой эффективности Су-30СМ2 стал многофункциональный радиолокационный комплекс “Ирбис-Э” с пассивной фазированной антенной решёткой ( ПФАР), разработанный НИИП имени Тихомирова.
В отличие от АФАР, где каждый элемент антенны содержит свой усилитель, ПФАР использует центральный усилитель, что делает конструкцию более простой и менее дорогой, но с некоторыми ограничениями по помехозащищённости и манёвренности луча.
“Ирбис-Э” обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности до 350-400 км в условиях полета на больших высотах и при благоприятной радиолокационной обстановке. Для типовой цели с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) около 3 м² — станция способна уверенно сопровождать объект на дистанции до 250 км. При работе по малозаметным целям с ЭПР порядка 0,1 м² дальность обнаружения составляет около 90-120 км, что ставит РЛС в один ряд с лучшими западными образцами поколения 4++.
Бортовой комплекс “Ирбис-Э” может одновременно сопровождать до 30 целей и наводить управляемое ракетное вооружение на 8 из них, реализуя полноценный режим многоканальной атаки. РЛС уверенно работает в условиях активного радиоэлектронного противодействия, обладает высокой помехоустойчивостью и возможностью обзора в широком секторе по азимуту и углу места благодаря механической подвижности антенны в сочетании с электронной развёрткой луча.
Радиолокационная станция “Ирбис-Э” изначально создавалась для истребителя Су-35С и именно на этой машине была впервые установлена в серийном варианте. С появлением модернизированной версии Су-30СМ2 — “Ирбис-Э” была адаптирована и для этого боевого самолета в рамках программы унификации “Супер-Сухой”.
Су-30СМ2 является единственной модификацией в семействе Су-30, получившей столь мощную радиолокационную систему. Все предыдущие версии, включая Су-30СМ, Су-30МКИ, Су-30МК2 и Су-30МКА, оснащаются станциями семейства Н011М “Барс” (с ПФАР) и дальностью обнаружения до 200 км.
Технические характеристики
Су-30СМ2 построен по аэродинамической схеме “утка” с передним горизонтальным оперением, что обеспечивает ему выдающуюся маневренность. Самолет имеет следующие базовые характеристики:
- Длина: около 21,9 метра;
- Размах крыла: около 14,7 метра;
- Высота: около 6,4 метра;
- Максимальная взлётная масса: до 38 800 кг;
- Масса пустого самолёта: примерно 19 800 кг;
- Тип двигателя: 2 × АЛ-41Ф1С (изделие 117С);
- Тяга двигателя (с форсажем): около 14 500 кгс на каждый двигатель;
- Максимальная скорость: примерно 2 100 км/ч (около 2 Махов на большой высоте) и штатная 1 350 км/ч;
- Практическая дальность: около 3 000 км;
- Боевой радиус: без дополнительных баков — около 1 500 км, с подвесными дополнительными баками — до 1 800-2 000 км;
- Практический потолок: около 17 300 метров;
- Экипаж: 2 человека (пилот и штурман).
Номенклатура вооружения
Су-30СМ2 способен нести широкую номенклатуру вооружения для поражения как воздушных, так и наземных и морских целей, в том числе управляемые ракеты (УР) класса “воздух-воздух” (ВВ) и “воздух-поверхность” (ВП):
- УРВВ Р-77-1 с активной радиолокационной ГСН, дальность до 110-130 км;
- УРВВ Р-73 с тепловой ГСН ближнего боя, дальность до 30-35 км;
- УРВВ Р-27ЭР/ЭТ с полуактивной радиолокационной или тепловой ГСН, дальность до 80-110 км;
- УРВП Х-31П и Х-31А (противорадиолокационные и противокорабельные), дальность до 110-160 км;
- УРВП Х-35У и Х-59МК2 для поражения морских и наземных целей, дальность до 130-260 км;
- УРВП Х-69 (модернизированная версия Х-59), дальность до 250-300 км;
- УРВП Х-29Т и Х-29Л с телевизионной и лазерной головкой, дальность до 10-30 км;
- УРВП Х-38М в различных модификациях, дальность до 120-150 км;
- Свободнопадающие и корректируемые авиабомбы КАБ-500С, КАБ-500Л, ФАБ-500, ОФАБ-250, эффективная дальность зависит от высоты и режима сброса;
- Авиабомбы с планирующим модулем (УМПК) и дальностью планирования до 40-70 км;
- Неуправляемые ракеты С-8 и С-13 в блоках, дальность до 4-8 км (С-8) и до 13 км (С-13);
- Пушечное вооружение: встроенная 30-мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов.