Dassault Rafale F3R: модификация истребителя с радаром RBE2-AA и ракетами Meteor

Dassault Rafale F3R — это на сегодняшний день наиболее современная и массовая модификация многоцелевого истребителя семейства Rafale, официально принятая на вооружение французских ВКС и ВМС в декабре 2018 года. Эта модификация стала логическим развитием предыдущих конфигураций F1, F2 и F3 с целым рядом критически важных улучшений.

Dassault Rafale F3R в палубном варианте “M” на авианосце Charles de Gaulle

Стоимость и аналоги

На экспортном рынке стоимость одного самолёта Rafale F3R составляет в среднем от 100 до 120 миллионов долларов США, включая вооружение, логистику и подготовку личного состава. Конкретная цена варьируется в зависимости от условий контракта. Например, Индия приобрела 36 истребителей за сумму, превышающую 8,7 млрд долларов, включая создание инфраструктуры и обучение пилотов и обслуживающего персонала.

Среди прямых аналогов Rafale F3R можно выделить европейский Eurofighter Typhoon в конфигурации Tranche 3, шведский JAS 39E/F Gripen, а также американские боевые самолеты F/A-18E/F Super Hornet и F-16V Block 70/72. Несмотря на то, что Rafale не относится к истребителям пятого поколения, он демонстрирует высокую степень мультифункциональности, модернизации и интеграции с современными сетевыми структурами НАТО.

Технические характеристики

Dassault Rafale F3R оснащён двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Snecma M88-2, каждый из которых развивает тягу 50 кН на максимальном режиме и до 75 кН на форсаже.

Боевой самолёт способен развивать максимальную скорость до 1912 км/ч (1,8 Маха) на большой высоте, при этом крейсерская скорость в дозвуковом режиме составляет около 850–980 км/ч в зависимости от боевой нагрузки и профиля полёта. Практический потолок высоты истребителя достигает 15 240 метров.

Боевой радиус Rafale F3R без подвесных топливных баков (ПТБ) составляет до 1050 км при стандартной ударной нагрузке. В конфигурации воздушного патрулирования, боевой радиус истребителя достигает 1300 км. При установке трёх подвесных топливных баков боевой радиус может быть увеличен до 1850 км, а перегоночная дальность с ПТБ — до 3700 км.

Dassault Rafale F3R имеет длину фюзеляжа 15,3 метра с размахом крыла 10,9 метра и высотой — 5,3 метра. Площадь крыла в 45,7 м², с характерным дельтовидным планером и передними горизонтальными щитками (канардами), обеспечивает высокую манёвренность и устойчивость самолета.

Пустой вес F3R составляет примерно 10 300 кг для версии Rafale C и до 10 600 кг для палубного варианта Rafale M, а его максимальный взлётный вес достигает 24 500 кг, включая до 9 500 кг полезной боевой нагрузки на 14 внешних узлах подвески. Нормальный взлётный вес в типовой конфигурации составляет около 17 500-19 000 кг в зависимости от задач и снаряжения.

Авионика и радар

Радиолокационная система RBE2-AA с активной фазированной антенной решёткой, дает возможность F3R обнаруживать аэродинамические цели на дальности 200-230 км с одновременным сопровождением до 40 целей, обеспечивая при этом наведение по восьми из них.

Комплекс самозащиты SPECTRA включает средства радиотехнической разведки, активные и пассивные помехи, постановку ловушек, оповещение о лазерном и радарном облучении.

Прицеливание и навигация авионики боевого самолета реализуются через инерциально-спутниковый комплекс, интегрированную инфракрасно-оптическую станцию Thales OSF и современный прицельно-навигационный контейнер Thales Talios, поддерживающий цели как днём, так и ночью с высокой точностью.

Вооружение и боевые функции

Rafale F3R получил расширенный спектр вооружения. Ключевым элементом модернизации стало внедрение ракеты класса “воздух-воздух” большой дальности MBDA Meteor с активной РЛ ГСН, способной поражать цели на расстоянии до 200 км.

Кроме этого, в номенклатуру вооружения самолета входят ракета ближнего и среднего радиуса действия MICA класса “воздух-воздух” в ИК и радиолокационном вариантах, а также крылатая ракета SCALP-EG “воздух-земля”, высокоточные корректируемые авиабомбы AASM Hammer и противокорабельные ракеты AM39 Exocet.

Также, в этой модификации истребителя, сохранена возможность применения ядерной крылатой ракеты средней дальности ASMP-A, входящей в состав стратегических сил сдерживания Франции. На внешних подвесках самолёт может нести до 9,5 тонн боевой нагрузки.

Варианты и перспективная модификация

Модификация F3R рассматривается как промежуточный шаг перед введением в серийное производство версии F4.1 с ядерными ракетами ASMPA-R, которая должна усилить сетевое взаимодействие, ИИ-поддержку пилота и интеграцию с будущими беспилотными системами.

Модификация Rafale F3R поставляется в трёх основных вариантах: Rafale C — одноместный сухопутный, Rafale B — двухместный учебно-боевой для ВВС и Rafale M — палубный вариант с усиленным шасси и тормозным крюком для ВМС Франции. Все три варианта унифицированы по основным системам и оборудованию и могут выполнять широкий спектр задач — от завоевания превосходства в воздухе до нанесения ядерных ударов.

Что нового в модификации F3R?

Rafale F3R не является новой моделью боевого самолёта, а представляет собой глубокую модернизацию базовой платформы Rafale, вобравшую в себя:

  • интеграцию новых систем вооружения (в первую очередь ракеты “воздух-воздух” MBDA Meteor);
  • установку радара RBE2-AA с АФАР;
  • новый прицельно-навигационный контейнер Thales Talios;
  • улучшение коммуникационного пакета (Link 16 и пр.);
  • доработки системы самозащиты SPECTRA;
  • повышение точности навигации и совместимость с GPS M-code.