Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Super Hornet

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Super Hornet, разработанный компанией McDonnell Douglas (ныне Boeing), был принят на вооружение ВМС США в 1999 году и является глубокой модернизацией оригинального F/A-18 Hornet. Этот самолет стал основным ударным средством ВМС США, способным выполнять широкий спектр задач: от воздушного боя до нанесения ударов по наземным и морским целям, размещаясь на палубах авианосцев.

F/A-18 Super Hornet
Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Super Hornet размещается на авианосцах класса Nimitz и Gerald R. Ford

Стоимость одного F/A-18 Super Hornet зависит от конфигурации и комплекта поставки. В среднем цена одного самолета составляет около $70–80 миллионов. Экспорт F/A-18 Super Hornet ограничен союзниками США. Кроме США, палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Super Hornet находится на вооружении Австралии (с 2007 года) и Кувейта (с 2018 года).

История создания

Разработка F/A-18 Super Hornet началась в 1980-х годах, когда стало ясно, что оригинальный Hornet, несмотря на свои успехи, имеет ограничения по дальности полета, полезной нагрузке и возможностям модернизации. В результате ВМС США инициировали проект создания более крупного и мощного самолета на базе Hornet.

Первый полет F/A-18E/F Super Hornet состоялся в 1995 году. В 1999 году самолет был принят на вооружение ВМС США. Также, Super Hornet заменил устаревшие модели, такие как Grumman F-14 Tomcat и A-6 Intruder, благодаря своей универсальности и экономической эффективности. На текущий период, F/A-18 Super Hornet эксплуатируется на авианосцах ВМС США вместе с многоцелевыми истребителями F-35 B/C.

Запуск с авианосцев: трамплин и катапульта

F/A-18 Super Hornet специально разработан для работы с авианосцев. Он использует катапультный запуск (катапульты парового или электромагнитного типа), что обеспечивает необходимую начальную скорость для взлета с короткой палубы. Однако Super Hornet также способен использовать трамплин для взлета, что делает его универсальным для применения на авианосцах других стран.

Характеристики и вооружение

Размеры:

  • Длина: 18,31 м.
  • Размах крыла: 13,62 м.
  • Высота: 4,88 м.

Масса:

  • Пустой вес: 14 552 кг.
  • Максимальная взлетная масса: 29 937 кг.
  • Масса полезной нагрузки: до 8 тонн.

Двигательная установка:

  • Тип двигателя: Два турбореактивных двигателя General Electric F414-GE-400.
  • Тяга:
    • На максимальной мощности: 58,4 кН каждый.
    • На форсаже: 97,9 кН каждый.

Летные характеристики:

  • Максимальная скорость: 1 915 км/ч (1,6 Маха) на высоте.
  • Практическая дальность: 2 346 км без подвесных топливных баков.
  • Боевой радиус: около 722 км (в зависимости от конфигурации нагрузки).
  • Практический потолок: 15 000 м.
  • Скороподъемность: 228 м/с.

Вооружение:

  • Пушечное вооружение: 20-мм автоматическая пушка M61A2 Vulcan (576 снарядов).
  • Точки подвески: 11 узлов внешней подвески (девять на крыльях и фюзеляже, два для топливных баков).
  • Боевая нагрузка: до 8 тонн вооружения.
  • Ракеты:
    • Воздух-воздух: AIM-120 AMRAAM, AIM-9 Sidewinder.
    • Воздух-земля: AGM-65 Maverick, AGM-88 HARM.
    • Противокорабельные: AGM-84 Harpoon.
  • Бомбы:
    • Умные бомбы JDAM, Paveway.
    • Свободнопадающие: Mk 82, Mk 84.
    • Кассетные: CBU-87.
  • Дополнительное оборудование: подвесные топливные баки, контейнеры РЭБ (ALQ-99).

Особенности

  • Увеличенный запас топлива: благодаря внутренним бакам и возможности использования подвесных баков.
  • Модернизированная авионика: Радар AN/APG-79 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), системы управления вооружением, многофункциональные дисплеи.
  • Снижение заметности: применение технологий малозаметности (stealth).

Отличия от F/A-18 Hornet

Super Hornet (модификации E — одноместный и F — двухместный) имеет значительные отличия от оригинального Hornet:

  1. Увеличенные размеры: Super Hornet на 25% больше, что позволило увеличить запас топлива и дальность полета на 40%.
  2. Двигатели: Новые двигатели General Electric F414 обеспечивают большую тягу и улучшенные характеристики.
  3. Конструкция крыла: Увеличенный размах крыла и дополнительные точки подвески вооружения.
  4. Сниженная радиолокационная заметность: Применение технологий снижения ЭПР (эффективной площади рассеивания).
  5. Современная авионика: Обновленные радары, системы связи и оборудование для навигации.
  6. Увеличенная полезная нагрузка: Super Hornet может нести до 8 тонн вооружения.