Chengdu J-10 является одноместным одномоторным легким китайским многоцелевым истребителем четвёртого поколения, разработанный авиастроительной корпорацией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG), входящей в состав государственной авиастроительной корпорации AVIC (Aviation Industry Corporation of China). Самолёт был принят на вооружение Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) в 2003 году. Это первый китайский истребитель, полностью разработанный на национальной технологической базе без лицензионного копирования советских боевых самолетов.

Аналоги и стоимость
J-10 по своим возможностям ближе всего к F-16C/D Block 50/52, Dassault Mirage 2000-5, МиГ-29СМТ и Gripen C/D. Однако в последней версии J-10C он приближается по электронному оснащению к F-16V, Rafale и Су-35, уступая только в некоторых аспектах дальности и маневренности на больших скоростях.
Стоимость многоцелевого истребителя Chengdu J-10 зависит от версии и комплектации. Экспортный вариант J-10CE, поставляемый, например, в Пакистан, оценивается в пределах 46-58 миллионов долларов США за единицу, включая вооружение и подготовку. Внутренние закупки ВВС Китая обходятся дешевле — около 40 миллионов долларов за J-10C. Это делает J-10 одним из самых доступных современных истребителей на мировом рынке.
Конструкция и аэродинамическая схема
Истребитель выполнен по аэродинамической схеме “утка” с треугольным крылом и передним горизонтальным оперением. Такая компоновка обеспечивает высокую маневренность, особенно на больших углах атаки.
Самолёт обладает нестабильной по продольному каналу аэродинамикой и управляется электродистанционной системой управления (EDSU) с четырёхкратным резервированием. Более 25% конструкции выполнено из композитных материалов для снижения массы и радиолокационной заметности.
Двигатель, скорость и боевой радиус
Ранее, на модификациях J-10A и J-10B устанавливался российский турбореактивный двигатель АЛ-31ФН с форсажной тягой до 12 500 кгс. Позднее, начиная с варианта истребителя J-10C, — широко применяются китайские двигатели WS-10B Taihang, развивающие тягу до 13 200 кгс.
Максимальная скорость истребителя J-10 составляет около 2,2 Махов (до 2 125 км/ч), а его боевой радиус достигает до 1 200 км с практическим потолком высоты до 18 000 метров. Максимальная взлётная масса самолета равна 19 227 кг.
Авионика и бортовое оборудование
Модификации J-10B и J-10C оснащаются интегрированной стеклянной кабиной, современным индикатором на лобовом стекле, нашлемной системой целеуказания и многорежимной БРЛС с активной фазированной антенной решёткой (AFAR) китайского производства. J-10A использует БРЛС с механическим сканированием (модель типа KLJ-3).
На J-10C установлена новая китайская БРЛС с AFAR, предположительно KLJ-7A, а также комплекс радиоэлектронного противодействия и подавления, включая станции РЭБ и предупреждения об облучении (RWR), блоки постановки помех и УФ-датчики ракетной опасности.
Вооружение
Истребитель J-10, оснащенный 23-мм автоматической пушкой Type 23-3, имеет 13 точек подвески и способен нести до 6-7 тонн боевой нагрузки. Вооружение включает ракеты класса “воздух-воздух”, управляемые бомбы, управляемые ракеты (УР) “воздух-земля” и противокорабельные ракеты. Основные типы вооружения:
Ракеты “воздух-воздух”:
- PL-8 — ракета ближнего боя с ИК ГСН, копия израильской Python-3;
- PL-10 — ракета ближнего боя нового поколения с ИК ГСН и возможностью пуска вне оси;
- PL-12 — ракета средней дальности с активной РЛ ГСН;
- PL-15 — ракета большой дальности (до 200-250 км) с двухрежимным двигателем и активным радиолокационным самонаведением. Интегрирована на модификацию J-10C.
Ракеты “воздух-земля”:
- KD-88 — крылатая ракета класса “воздух-земля” с ТРД и оптической/радиолокационной/инерциальной ГСН;
- YJ-91 — противорадиолокационная ракета, китайский аналог Х-31П.
Авиабомбы:
- УПБ (управляемые планирующие бомбы) с спутниковой или лазерной коррекцией: LS-6, GB-500/GB-250;
- Линейка корректируемых авиабомб: FT-1, FT-3, LT-series.
- Неуправляемые авиабомбы и блоки НАР калибром 57, 90 и 130 мм.
Модификации и экспорт
Chengdu J-10 прошёл несколько модификаций, каждая из которых улучшала его боевые и эксплуатационные характеристики:
- J-10A — базовая версия с российским двигателем АЛ-31ФН и РЛС с МФС;
- J-10S — двухместный учебно-боевой вариант с сохранением боевых функций;
- J-10B — улучшенный вариант с пониженной ЭПР, новой РЛС и оптико-локационной станцией;
- J-10C — самая совершенная версия с БРЛС с АФАР, ракетами PL-15, новым РЭБ и двигателем WS-10B. J-10CE — экспортная версия J-10C, первая партия поставлена в Пакистан.
На вооружении ВВС НОАК находится более 500 различных модификаций J-10. Пакистан с 2022 года получил 25 истребителей J-10CE, которые используются для симметричного ответа на индийские Rafale.
Боевое применение
Первое боевое применение истребителя в модификации J-10C, зафиксировано со стороны ВВС Пакистана 7 мая 2025 года, когда боевые действия между Нью-Дели и Исламабадом перешли в активную фазу, затронув воздушное пространство в районе линии контроля в Джамму и Кашмире. Пакистан сбил пять индийских самолётов, участвовавших в атаке, включая три французских Rafale ВВС Индии. Как утверждается, сбитие этих самолётов осуществили китайские истребители J-10C, оснащённые ракетами “воздух-воздух” PL-15Е.