Ракета PL-15 (Pi Li-15), разработанная корпорацией AVIC (Aviation Industry Corporation of China) и производимая оборонным концерном с AVIC (Aviation Industry Corporation of China), была принята на вооружение ВВС НОАК в 2016 году и представляет собой современное средство воздушного боя для истребителей 4 и 5-го поколения. Эта ракета способна поражать аэродинамические цели за пределами отеческой визуальной видимости и радиогоризонта — то есть на дистанциях более 100 км и в экспортом варианте известна под индексом PL-15E.

Аналоги, экспорт и стоимость
Ближайшим концептуальными аналогами ракеты PL-15 применительно к дальности и наличию активной радиолокационной головки самонаведения, является американская AIM-120D AMRAAM, французская Meteor и российская РВВ-АE-ПД (модификация Р-77). Кроме Китая, ракета PL-15E находится на вооружении ВВС Пакистана.
Точная цена ракеты PL-15 официально не раскрывается. По экспертным оценкам, стоимость одной ракеты может колебаться в диапазоне от 700 000 до 1,2 млн долларов в зависимости от модификации и объемов поставок. Экспортная версия PL-15E с уменьшенной дальностью действия обходится заказчику в 500 000-800 000 долларов за единицу, что делает её конкурентоспособной альтернативой на глобальном рынке вооружений класса “воздух-воздух”.
ТТХ и дальность действия
Точных данных о дальности PL-15 не существует в официальных китайских источниках. Известно, что дальность ракеты для истребителей ВВС НОАК, достигает 300 км. Однако, судя по массе ракеты до 230 кг и длине до 4 метров с диаметром в 20,3 см — реальный радиус поражения ракеты на средних высотах носителя до 7 км, — составляет около 200 км в базовом варианте и 145 км в экспортном PL-15E (сокращенная масса топлива).
К примеру российская ракета Р-37М (РВВ-БД) класса “воздух-воздух” 2019 года, достигает средней дальности в 300-400 км и более, за счет не только усовершенствованного двигателя, но и массы твёрдого топлива с увеличенными габаритами и общим весом в 510 кг.
Источником тяги PL-15 служит двухимпульсный твердотопливный двигатель, что обеспечивает ракете значительную маневренность и устойчивый полет на финальном участке со скоростью в 4-5 Махов.
Отличительной чертой PL-15 стал её компактный и рационально скомпонованный планер с крестообразными стабилизаторами и аэродинамическими рулевыми поверхностями, что позволяет размещать ракету как на внешних подвесках истребителей 4-го поколения, так и во внутренних отсеках боевых самолетов 5-го поколения типа Chengdu J-20.
Высота пуска
Ракета PL-15 может запускаться с высоты от 500 до 20 000 метров. Оптимальная высота пуска составляет 12 000–18 000 метров, поскольку именно на этих эшелонах ракета способна реализовать наибольшую дальность благодаря меньшему сопротивлению атмосферы и увеличенному радиогоризонту.
Пуск с больших высот позволяет ракете выходить на баллистическую дугу, снижая потребление топлива на среднем участке траектории и увеличивая вероятность перехвата высокоскоростной цели на удалении до 200-300 км.
Наведение и система управления
Ключевым элементом ракеты PL-15 стала новая активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) с увеличенной дальностью захвата целей. На среднем участке траектории ракета управляется по инерциальной системе с возможностью корректировки данных посредством радиокоманд или передачи целеуказания через канал обмена данными с носителем. Это позволяет летящему истребителю (или командному звену) обновлять координаты цели в реальном времени.
На финальном участке ракета активирует АРГСН, выполненную, как предполагается, на базе фазированной антенны, что делает её крайне помехоустойчивой.
Носители
PL-15 адаптирована для применения с борта любых многоцелевых боевых самолетов Китая, включая палубный Shenyang J-15, однако, эта ракета входит в номенклатуру вооружения главным образом таких истребителей, как:
- Chengdu J-20 — истребитель пятого поколения. До 4 ракет PL-15 во внутренних отсеках.;
- Shenyang J-16 — тяжёлый истребитель-бомбардировщик 4-го поколения на базе Су-30. До 6 ракет на внешних пилонах;
- Chengdu J-10 — легкий многоцелевой истребитель 4-го поколения. До 4 ракет, размещённые на подфюзеляжных и средних пилонах;
- JF-17 Thunder — истребитель 4-го поколения с двумя ракетами PL-15E. Совместный проект Китая и Пакистана в основном предназначенный на экспорт.
Боевое применение
Первое боевое применение ракет в модификации PL-15E, состоялось в начале мая 2025 года, когда в ответ на воздушную атаку Нью-Дели, пакистанские истребители J-10C (с уменьшенной радиолокационной заметностью) сбили в воздухе 5 единиц истребителей ВВС Индии, включая три Rafale французского производства.