Многофункциональный двухдвигательный истребитель пятого поколения Су-57, начал поступать на вооружение ВКС России с 2020 года, совершив свой первый полет в 2010 году. По характеристикам, боевой самолет значительно отличается от семейства “Сухого” 4-го поколения. Истребитель производится в Комсомольске-на-Амуре, на авиационном заводе имени Гагарина. По общедоступным источникам известно, что на начало 2025 года, было выпущено около 30 единиц Су-57, включая модернизированные Су-57М с новыми двигателями АЛ-51Ф.

Цена. По оценкам западных СМИ, средняя экспортная стоимость истребителя Су-57 составляет около 50-70 миллионов долларов в зависимости от объема заказа, типа двигателя и номенклатуры вооружения с соответствующим оборудованием и обслуживанием. В 2019 году, издание “Коммерсантъ” заявило, что МО РФ закупает 76 единиц Су-57 на сумму 170 млрд руб — из чего был сделан вывод, что стоимость одного истребителя составляет 2,236 млрд рублей.
В 2010 году, президент России Владимир Путин, на испытаниях самолёта сказал, что Су-57 будет стоить “в 2,5-3 раза дешевле зарубежных аналогов”. Сейчас близким аналогом Су-57, является американский боевой самолет пятого поколения F-35A со средней ценой около 120 млн долларов и F-22A Raptor со стоимостью в 146 млн долларов.
Характеристики
- Официальное название: многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57; по классификации НАТО “Felon”.
- Базовая модификация: Су-57.
- Экипаж: 1 пилот.
- Длина: 19,4 метра.
- Максимальная масса с топливом и вооружением: 30 610 кг.
- Двигатель: два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 или АЛ-51Ф для Су-57М.
- Максимальная скорость: 2600 км/час (2,45 Маха) для Су-57 и 2950 км/ч для Су-57М.
- Дальность в одну сторону: 2000 км (сверхзвуковая) и 4300 км (дозвуковая).
- Боевой радиус: 2000 км.
- Практический потолок высоты: 20 км.
- Вооружение: 28-мм авиационная пушка 9А1-4071К.
- Узлы подвески вооружения: внутренние 10 единиц, внешние 8 единиц.
- Управляемые боеприпасы: 8 ракет “воздух-воздух” РВВ-СД средней дальности, или 6 единиц Р-37М большой дальности; 4 ракеты “воздух-поверхность” Х-38 или Х-58УШК (противорадиолокационная).
- Неуправляемые боеприпасы в блоках: нет.
- Авиабомбы: КАБ-500.
- Оборудование: информационно-управляющая система, радиоэлектронная система МИРЕС, электрооптическая система 101КС “Атолл”, инерциальная навигационная система БИНС-СП2М.
- Начало испытаний: 2010 год.
- На вооружении ВКС России: 2020 год.
- Производитель: КнААЗ.
- Разработчик: ОКБ “Сухого”.
- Основные операторы: Россия (других нет).
- Экспортная версия: Су-57Э.
- Потенциальные заказчики: Иран и Алжир.
Разработка и создание
В конце первого десятка нулевых годов, ОКБ “Сухого” начало разработку тяжелого российского истребителя пятого поколения Су-57. В это время, на вооружении ВКС России находился истребитель четвертого поколения Су-27 и только позже появились такие самолеты, как Су-30СМ и Су-35, которые имеют статус четвертого поколения плюс.
В отличии от Су-27, новый истребитель “Сухого” должен был обладать низкими параметрами ЭПР (малозаметность), иметь более мощный маневренный двигатель, а также несколько иную систему вооружения, обнаружения целей и средства РЭБ.
В 2010 году, прототип Су-57 под индексом Т-50, совершил первый испытательный полет, а в 2020 году был принят на вооружение ВКС России.
Снижение стоимости Су-57, удалось добиться за счет применения новых и легких по весу композиционных материалов корпуса и планера, а также сокращения в четыре раза количества различных деталей самолета.
Особенности ТТХ
В Су-57, разработчики реализовали программу искусственного интеллекта, способного управлять истребителем в беспилотном режиме. Также, в самолет была заложена программа взаимодействия с ударным тяжелым российским БПЛА С-70 “Охотник” шестого поколения.
Истребитель Су-57 имеет особую конфигурацию формы планера, что снижает его заметность перед средствами ПВО противника, а сам материал корпуса самолета сделан из особых композиционных материалов, что позволяет значительно уменьшить ЭПР (эффективная площадь рассеивания) истребителя, вследствие чего, РЛС противника замечают его на расстоянии менее 70 км.
Боевой истребитель плохо различается ПВО противника в радио, инфракрасном, акустическом и других диапазонах волн, за счет поглощающих и отражающих радиоволны материалов. Кроме этого, разработчики, для повышения незаметности, спрятали 10 единиц подвесок для вооружения, внутри фюзеляжа самолета.
Малая заметность в инфракрасном и акустическом диапазоне, достигается за счет новой конфигурации и устройства двигателя.
Истребитель Су-57 в базовом варианте имеет турбоактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, с цифровым управлением и плазменной системой зажигания, обеспечивая запуск на больших высотах.
На самолет установлена новая система авионики, не свойственная ранее созданным истребителям ОКБ “Сухого”. Радиолокационные и оптиколокационные датчики расположены во многих местах поверхности самолета и создают свойства “интеллектуальной обшивки”.
Также, в истребителе реализована новая система помехозащищенности, основанная на установке РЛС L-диапазона в предкрылках.
Су-57М с двигателем АЛ-51Ф
Су-57М — это модернизированная версия российского истребителя пятого поколения Су-57, оснащенная новыми двигателями АЛ-51Ф. Эта модернизация значительно улучшает летно-технические характеристики самолета и расширяет его боевые возможности.
АЛ-51Ф, ранее известный как “Изделие 30”, разработан для замены текущего двигателя АЛ-41Ф1. Основные характеристики АЛ-51Ф включают:
- Тяга: около 18 000 кгс на форсаже, что на 8% превышает показатели американского F119, установленного на F-22.
- Суперкрейсерская скорость: позволяет Су-57М достигать скорости 2 Маха без использования форсажа, что ранее было недостижимо для большинства тактических боевых самолетов.
- Экономичность: повышенная топливная эффективность, позволяющая увеличить дальность полета и снизить эксплуатационные расходы.
Отличия Су-57М от базовой версии Су-57
- Увеличенная скорость и маневренность: Благодаря новому двигателю, Су-57М способен развивать скорость до 2950 км/ч, сравнимую с перехватчиком МиГ-31БМ. Улучшенная тяговооруженность обеспечивает высокоэнергетическое маневрирование, что дает преимущества в ближнем бою.
- Сниженная радиолокационная заметность: Внедрение плоских сопел и использование новых радиопоглощающих материалов уменьшают эффективную площадь рассеяния радара, повышая скрытность самолета.
- Увеличенная дальность полета: Благодаря повышенной топливной эффективности нового двигателя, дальность полета Су-57М увеличивается на 10% по сравнению с базовой версией.
- Снижение эксплуатационных расходов: Новый двигатель требует меньшего объема технического обслуживания и обладает более длительным ресурсом, что снижает общие затраты на эксплуатацию самолета.
Внедрение Су-57М с двигателем АЛ-51Ф представляет собой значительный шаг вперед в развитии российской военной авиации, обеспечивая превосходство в воздухе и расширяя возможности выполнения боевых задач.
Вооружение
Истребитель Су-57 получил новую 28-мм пушку 9А1-4071К, которая является модификацией авиационного автоматического 30-мм орудия ГШ-30-1, которое ставится на боевых самолетах ОКБ “Сухого”. Новая пушка имеет более лёгкий вес.
Также, истребитель пятого поколения оснастили новыми управляемыми гиперзвуковыми российскими ракетами большой дальности класса “воздух-воздух” Р-37М, которые достигают скорости в 6 Махов и способны поражать аэродинамические цели, летящие на сверхзвуковой скорости до 2500 км/ч.
Дальность поражения ракеты Р-37М составляет 398 км, что значительно больше по дальности, чем ракеты аналогичного класса на вооружении ВВС НАТО, такие как AIM-47 “Falcon” (210 км) или AIM-152 AAAM (270 км).
Истребитель Су-57 способен поднимать на борт 8 единиц корректируемых планирующих авиабомб КАБ-500. Его предшественник, Су-27СМ, умеет поднимать только 4 боеприпаса такого класса.
В отличии от Су-27, который имеет блоки неуправляемых ракет “воздух-поверхность” для борьбы с пехотой и легкобранированной техникой, истребитель Су-57 не имеет такого вооружения.
На многоцелевом истребители Су-57 установлены высокоточные авиационные ракеты “воздух-поверхность” Х-38 малого радиуса действия с дальностью пуска до 40 км и скоростью в 2,2 Маха (1620 км/ч).
Также, самолет может нести на борту 4 единицы противорадиолокационных ракет Х-58, функция которых состоит в уничтожении ПВО противника, путем наводки на импульс частоты РЛС.