Малозаметный истребитель F-22 Raptor, был разработан американской компанией Lockheed Martin в рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter), запущенной в 1981 году, для замены устаревающих F-15 Eagle. Основной целью программы было создание самолета, способного обеспечить превосходство в воздухе в условиях противодействия современных и перспективных угроз.
Стоимость одной единицы истребителя F-22 Raptor составляет около 150 млн долларов, в ценах на момент завершения производства. Если учитывать расходы на разработку, то стоимость одного самолета возрастает до $350 миллионов.
Технология незаметности. Истребитель F-22 Raptor является одним из первых многофункциональных боевых самолетов, спроектированных с учетом технологии малозаметности (stealth). Для этого применены такие решения, как особая форма корпуса, поглощающие радиолокационные материалы и специальные покрытия, минимизирующие отражение радиоволн. Это позволяет существенно снижать вероятность обнаружения радарами противника.
Первый полет опытного образца F-22 состоялся в 1990 году, а серийное производство началось в 2001 году. В 2005 году F-22 официально поступил на вооружение ВВС США. Однако из-за высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов, в 2011 году программа производства была завершена.
На 2024 год, ВВС США эксплуатируют 186 самолетов F-22 Raptor, учитывая один утерянный в результате аварии. Эти машины распределены между несколькими эскадрильями, в основном базирующимися на территории США.
ТТХ. Истребитель F-22 Raptor имеет длину в 18,9 метров, с размахом крыла в 13,56 метра, высотой в 5,08 метра и максимальной взлетной массой в 38 тонн. Истребитель рассчитан на одного пилота.
Вооружение. F-22 обладает широкой номенклатурой вооружения, что делает его универсальным боевым самолетом:
- Пушечное вооружение: одна встроенная 20-мм автоматическая пушка M61A2 Vulcan (480 снарядов).
- Ракетное вооружение:
- Внутренние отсеки:
- 6 ракет AIM-120 AMRAAM (вне прямой видимости);
- 2 ракеты AIM-9 Sidewinder (на ближней дистанции).
- Подвески: возможность установки дополнительных ракет или бомб.
- Внутренние отсеки:
Бомбовое вооружение:
- Управляемые бомбы GBU-32 JDAM (450 кг);
- Малокалиберные управляемые бомбы GBU-39 SDB (113 кг).
Летные характеристики:
- Максимальная скорость: 2,410 км/ч (2,25 Маха) без внешних подвесок;
- Боевой радиус: 470-760 км (с учетом разницы внутреннего запаса топлива и боевой нагрузки);
- Дальность полета: около 3,200 км (с внешними топливными баками);
- Потолок высоты: более 20,000 м.
Радар, оборудование и авионика. Истребитель F-22 Raptor оснащен следующими системами обнаружения и управления:
- Радар AN/APG-77: активный радар с фазированной антенной решёткой (AESA), обладающий высокой дальностью обнаружения и способностью отслеживать до 100 целей одновременно. Он также способен функционировать в режиме малой заметности, снижая вероятность обнаружения собственных сигналов.
- Инфракрасная и оптическая системы: Система пассивного обнаружения целей, работающая на основе инфракрасного спектра.
- Система радиоэлектронной борьбы (РЭБ): Обеспечивает подавление и искажение сигналов радаров.
- Система передачи данных: Включает протоколы Link-16 и другие системы для обмена информацией с другими самолетами и наземными пунктами управления.
- Интегрированная кабина: В кабине пилота используется концепция “стеклянной кабины”, где большинство данных выводится на многофункциональные дисплеи. Применяется нашлемная система отображения информации (HMDS).
- Автономная система навигации: Инерциальная навигация с поддержкой GPS.
Первое боевое применение F-22 произошло в 2014 году, во время военной кампании против военизированных группировок в Сирии. Самолеты выполняли миссии по уничтожению целей с использованием высокоточного вооружения, в том числе управляемых бомб GBU-32 JDAM. F-22 также выполнял задачи по патрулированию воздушного пространства, включая операции в зоне Тихого океана и Ближнего Востока.
Критика и замена. Несмотря на универсальные характеристики и незаметность, истребитель F-22 Raptor по-прежнему подвергается критике. Основные претензии:
- Высокая стоимость: Производство и обслуживание F-22 чрезвычайно дорогостоящи. Это стало одной из причин завершения производства после выпуска ограниченного числа самолетов.
- Ограниченная универсальность: Самолет был оптимизирован для воздушных боев, но его возможности для нанесения ударов по наземным целям ограничены по сравнению с современными многоцелевыми истребителями.
- Сложность эксплуатации: Высокотехнологичные системы требуют сложного и частого обслуживания, что снижает доступность самолета.
В качестве замены F-22 в будущем рассматривается разработка программы Next Generation Air Dominance (NGAD), целью которой является создание истребителя шестого поколения. Этот самолет может обеспечить большее превосходство в воздухе, за счёт применения искусственного интеллекта, улучшенной скрытности и новых видов вооружения.
Аналоги других стран:
- Россия: Су-57 — российский истребитель пятого поколения, обладающий высокой манёвренностью, технологиями малозаметности и мощным вооружением.
- Китай: Chengdu J-20 — китайский истребитель пятого поколения, который активно развивается для достижения паритета с западными аналогами. Основные преимущества — дальность и скрытность.
- JH-26 — китайский истребитель-бомбардировщик 5 или 6-го поколения с технологией незаметности.
- Европа: Программа Future Combat Air System (FCAS) разрабатывается консорциумом стран ЕС (Германия, Франция, Испания). Планируется создание многоцелевого истребителя шестого поколения к 2040 году.
- Индия: Программа Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA) направлена на создание собственного истребителя пятого поколения. Проект находится на стадии разработки.