Истребитель F-15EX Eagle II — это современная перспективная модификация знаменитого F-15, разработанного американской компанией Boeing. Новая версия была создана с целью обновления парка истребителей США, отвечая требованиям современных боевых операций. F-15EX Eagle II стал логичным продолжением эволюции одного из самых популярных боевых самолетов четвёртого поколения. Сочетая проверенную конструкцию с современными технологиями, этот самолёт обеспечивает высокую боевую эффективность при сравнительно низкой стоимости эксплуатации.
Ориентировочная стоимость одного F-15EX составляет около 87 миллионов долларов, что делает его конкурентоспособным по сравнению с другими современными истребителями. Полная стоимость программы, включая разработку, обучение экипажа и логистику, оценивается в несколько миллиардов долларов.
Несмотря на то, что F-15EX в первую очередь разрабатывался для нужд ВВС США, некоторые страны проявляют интерес к приобретению этой модели. Среди потенциальных покупателей называются такие государства, как Индия, Саудовская Аравия и Катар, которые уже имеют опыт эксплуатации ранних версий F-15.
История создания
Программа разработки F-15EX началась в 2018 году, когда ВВС США заявили о необходимости замены устаревших F-15C/D. Вместо полной замены на F-35 было решено модернизировать проверенную временем платформу F-15, сохранив её базовые качества — высокую скорость, грузоподъёмность и надёжность — с внедрением современных технологий. Первый F-15EX был передан ВВС США в 2021 году.
Основной причиной выбора F-15EX стало сочетание низкой стоимости эксплуатации и возможности интеграции самых современных систем вооружения. Этот самолёт рассчитан на длительное использование в условиях интенсивных боевых действий и способен оставаться на вооружении до 2040-х годов.
Основные характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека (в зависимости от конфигурации);
- Длина: 19,45 метра;
- Размах крыла: 13,05 метра;
- Максимальная взлётная масса: 37 тонн;
- Максимальная скорость: 2,5 Маха (около 3 000 км/ч);
- Практический потолок: 18 300 метра;
- Боевой радиус действия: до 1 200 км (без дозаправки);
- Дальность полёта: около 3 900 км.
Оборудование и технологии
F-15EX оснащён передовыми системами управления и боевой электроникой:
- Радар AN/APG-82: активная фазированная решётка (AESA) с возможностью обнаружения целей на больших расстояниях и высокой точностью.
- Оборудование EW: система радиоэлектронной борьбы EPAWSS (Eagle Passive Active Warning Survivability System), обеспечивающая защиту от ракет и подавление вражеских сигналов.
- Современные дисплеи: кабина оснащена большими сенсорными экранами для удобства пилота.
- Системы связи: интеграция с сетями передачи данных, что позволяет взаимодействовать с другими самолётами и наземными подразделениями в реальном времени.
Номенклатура вооружения
F-15EX Eagle II отличается высокой грузоподъёмностью и универсальностью в выборе вооружения. Он способен нести до 13,6 тонн вооружения на 12 узлах подвески. Основные типы вооружения включают:
- Ракеты класса “воздух-воздух”: AIM-120 AMRAAM, AIM-9X Sidewinder.
- Ракеты класса “воздух-земля”: AGM-158 JASSM, AGM-154 JSOW.
- Управляемые авиабомбы: GBU-31 JDAM, GBU-39 SDB.
- Пушка: встроенная 20-мм M61A1 Vulcan с боекомплектом 940 снарядов.
- Возможность интеграции гиперзвуковых ракет, включая перспективные разработки ВВС США.
Боевой радиус действия
С радиусом действия до 1 200 км без дозаправки, F-15EX способен выполнять миссии на значительных расстояниях от базы. Это делает его эффективным для операций как в условиях локальных конфликтов, так и в крупных боевых операциях. Возможность дозаправки в воздухе значительно расширяет дальность его применения.
Отличия F-15EX и F-15C/D
Основные отличия между истребителями F-15EX и F-15C/D заключаются в их технических характеристиках, системах вооружения и модернизации.
- Авиационные системы и электроника:
- F-15EX оснащен современными цифровыми системами, включая новый радиолокационный комплекс AN/APG-82 с фазированными антенно-решетками, который значительно улучшает обнаружение и слежение за целями по сравнению с предыдущими моделями.
- В F-15C/D используется более старый радар AN/APG-63, который также является мощным, но уступает новейшей системе F-15EX.
- Мощность и двигатель:
- F-15EX оснащен двигателями Pratt & Whitney F100-PW-229, которые более экономичны и мощные, чем двигатели на F-15C/D (F100-PW-100 или F100-PW-220), что улучшает производительность и дальность полета.
- Системы управления оружием и вооружение:
- F-15EX поддерживает более современные и разнообразные системы вооружения, включая новые ракеты, такие как AGM-158 JASSM (а также возможное обновление для гиперзвуковых ракет). Также имеется возможность интеграции с более современными боеприпасами и расширенными системами наведения.
- F-15C/D ограничен более старым набором вооружений, хотя и поддерживает большинство стандартных ракет и бомб, таких как AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM.
- Сетевые возможности:
- F-15EX включает в себя улучшенные возможности для обмена данными и взаимодействия с другими единицами в реальном времени. Это особенно важно для ведения совместных операций в рамках сетевой войны и подключения к командным центрам и другим истребителям.
- F-15C/D также может обмениваться данными, но в меньших объемах и с более старыми протоколами.