Р-77М: новая ракета воздушного боя средней дальности

Управляемая ракета (УР) Р-77М класса «воздух-воздух» создавалась ГМКБ «Вымпел» с 2010 года как перспективное развитие ракеты Р-77-1 (РВВ-СД) и поступила на вооружение оперативно-тактической авиации ВКС России в 2020 году, в качестве основного средства воздушного боя на средней дистанции для истребителей пятого поколения Су-57. В июле 2025 года, в СМИ появились информация об оснащении истребителя поколения 4+ Су-35С ракетами Р-77М, что означает дальнейшее расширение носителей этого высокоточного вооружения средней дальности для противодействия аэродинамическим высокоманёвренным целям.

Ракета Р-77М на истребителе Су-35С
Ракета Р-77М с дальностью в 190 км, впервые была замечена на истребителя Су-35С в последней декаде июля 2025 года

Стоимость

Стоимость Р-77М (изделие 180) официально не раскрывается, поскольку эта ракета пока не имеет экспортной модификации. Однако на основании открытых данных и логики ценообразования можно сделать осторожную оценку.

Так как стоимость экспортной версии РВВ-СД составляет около 300-500 тысяч долларов и учитывая факт, что Р-77М оснащена головкой самонаведения с активной фазированной решёткой, а также использует двухрежимный двигатель и значительно более совершенную электронику, её стоимость может достигать до 800 тысяч долларов за единицу в текущих ценах, особенно при малосерийном производстве.

Ракету Р-77М также называют К-77М по причине традиционного двойного обозначения, принятого в российской и советской авиационной практике. Буква «К» (от слова «комплексная» или «корректируемая») используется для обозначения ракеты в рамках комплекса вооружения самолёта, подчёркивая, что ракета является частью авиационного вооружения и интегрирована с системами управления истребителя.

Наведение

Одним из ключевых отличий новой ракеты Р-77М стала установка активной радиолокационной головки самонаведения с фазированной антенной решёткой (АФАР). В отличие от предыдущей версии, где использовалась обычная антенна для активной головки самонаведения, — АФАР обеспечивает более высокую точность наведения, лучшее пространственное разрешение, повышенную устойчивость к радиопомехам и возможность одновременного сопровождения нескольких целей.

Наведение ракеты Р-77М реализовано по комбинированной схеме: на первом участке полёта используется инерциальная навигационная система (ИНС) с возможностью радиокоррекции с носителя. После пуска, ракета ориентируется по заданным координатам, полученным от радара истребителя Су-57М или Су-35С, а затем получает обновления о перемещении цели по защищённому радиоканалу. Эта коррекция особенно важна при стрельбе по маневрирующим целям на больших дистанциях, когда цель может изменить курс до включения активной головки.

На финальном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения нового поколения с АФАР, которая обладает высоким разрешением, большим углом обзора и высокой устойчивостью к помехам, что особенно важно при борьбе с малозаметными и маневрирующими объектами.

Благодаря этой системе наведения Р-77М может поражать цели по принципу «выстрелил и забыл«, не требуя подсветки или сопровождения от самолёта-носителя после входа в зону захвата. При этом радиокоррекция позволяет атаковать цели за пределами прямой радиовидимости, включая те, что уклоняются или уходят за рельеф. Такой подход обеспечивает не только высокую точность, но и тактическую гибкость применения ракеты в сложной воздушной обстановке.

Двигатель и дальность

Вторая важнейшая новация — это двухрежимный твердотопливный двигатель, заменивший однорежимную маршевую установку, использовавшуюся в Р-77-1. Такая схема позволяет ракете сохранять тягу и управляемость на заключительном участке полёта, увеличивая как дальность, так и шансы на перехват маневренной цели. Благодаря этому, Р-77М достигает дальности до 190 километров, тогда как у Р-77-1 она не превышала 110 км.

Элементы управления

Кроме того, в ракете модернизированы элементы управления и аэродинамики: решётчатые рули, характерные для ранних версий, заменены на фиксированные крестообразные стабилизаторы, что улучшает характеристики на сверхзвуковых скоростях и упрощает размещение ракеты во внутренних отсеках вооружения истребителя Су-57М1.

Всё это делает Р-77М высокотехнологичным оружием воздушного боя, соответствующим современным требованиям к дальности, точности и живучести в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы.

Повышенная перегрузка

Ракета Р-77М получила улучшенные характеристики маневренности, что позволило повысить её боевую эффективность при перехвате высокоманевренных целей. По открытым оценкам, конструкционная перегрузка самой ракеты составляет до 15 g, тогда как у предыдущих модификаций, таких как Р-77 (изделие 170) и Р-77-1 (РВВ-СД), этот показатель ограничивался 12 g. Это стало возможным за счёт усиленного планера, новых аэродинамических рулей и применения более мощного двухрежимного двигателя.

При этом ракета способна эффективно поражать воздушные цели, совершающие уклоняющиеся маневры с перегрузками до 12 g, что превышает показатель к примеру F-35 Lightning II, который рассчитан на выполнение маневров с максимальной эксплуатационной перегрузкой до 9 g.

Улучшенные лётные качества особенно важны на финальном участке траектории, когда ракета переходит к активному самонаведению и должна оперативно реагировать на быстрые изменения положения цели.

Общие ТТХ

Благодаря новой силовой установке, ракета способна развивать скорость — до 4,5 скоростей звука. Это позволяет значительно сократить время подлёта к цели и снижает шансы противника на уклонение. Стартовая масса ракеты составляет около 190 кг с длиной в 3,71 метра и диаметром корпуса в 200 мм с осколочно-фугасной боевой частью массой 22,5 кг.