Нью-Дели прощается с МиГ-29К и делает ставку на Rafale Marine: сравнение палубных истребителей и их проблемы

Индия официально подписала ожидаемое соглашение с Францией на закупку 26 палубных истребителей Rafale Marine общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов. Контракт, заключённый с компанией Dassault Aviation, должен усилить роль морской авиации в стратегическом балансе страны, применительно к замене МиГ-29К для авианосцев Vikramaditya и Vikrant ВМС Индии на морскую версию французских боевых самолетов. Официальный пресс-релиз подписания контракта публикует Dassault Aviation.

Rafale Marine на палубе авианосца Charles de Gaulle
Истребители Rafale Marine на палубе авианосца Charles de Gaulle

Новый облик индийской палубной авиации

Французские Rafale Marine станут главной ударной силой на борту авианосцев INS Vikrant и INS Vikramaditya. По информации Reuters, из 26 заказанных французских истребителей — 22 единицы будут одноместными, а 4 — учебно-боевыми двухместными модификациями, что означает закупку Индией двух вариантов Rafale Marine: одноместного Rafale M и двухместного Rafale N соответственно.

Поставка истребителей Rafale Marine для ВМС Индии, завершится к 2030 году, а подготовка пилотов стартует уже в ближайшее время — как во Франции, так и на индийских авиабазах.

Индийские военные выбрали Rafale Marine совершенно не случайно. Этот самолет уже активно эксплуатируется ВМС Франции на авианосце Charles de Gaulle. Главное достоинство Rafale Marine применительно к заключенному контракту — этот тот факт, что эксплуатационные характеристики истребителя оптимально вписываются в формат индийских авианосцев с трамплинной схемой запуска истребителей.

Готов к взлёту с трамплина?

Особого внимания заслуживают взлётно-посадочные характеристики Rafale Marine. В отличие от многих палубных самолётов НАТО, он может эксплуатироваться без катапульты и взлетать с трамплина — что делает его совместимым с взлетно-посадочной конфигурацией палубы авианосцев индийского флота с системой STOBAR. Посадка осуществляется с использованием аэрофинишёров, и Rafale Marine уверенно укладывается в короткий посадочный пробег.

Однако, на французском авианосце, Rafale M эксплуатируется по системе взлета и посадки CATOBAR с использованием для взлета двух паровых катапульт типа C13-3, разработанных General Atomics. Это те же катапульты, что используются на американских авианосцах типа Nimitz.

Согласно официальным данным Министерства обороны Франции, универсальный (omnirole) истребитель Rafale M приспособлен для эксплуатации на взлетно-посадочных полосах авианосцев с длиной всего 105 метров, что значительно меньше, чем палубы индийских INS Vikrant и INS Vikramaditya.

Для Индии, эксплуатирующей авианосцы по схеме STOBAR — с трамплина, с последующей посадкой при помощи аэрофинишёров, без катапультных систем типа CATOBAR — закупка морских Rafale стала ключевым аргументом. Тем самым Франция фактически предложила уникальное решение, не требующее масштабной перестройки корабельной инфраструктуры индийских авианосцев.

Rafale M против МиГ-29К

Всего, на вооружении ВМС Индии числится около 45 МиГ-29К и его двухместной модификаций МиГ-29К/КУБ, поставленных с 2009 по 2017 год.

Несмотря на схожую максимальную взлётную массу около 24,5 тонн, Rafale M превосходит конкурента по боевому радиусу в 1055-1100 км при использовании его в роли ударного самолета с типичной боевой нагрузкой, а для МиГ-29К этот параметр составляет 850–1000 км.

Однако, в роли истребителя-перехватчика (без использования вооружения “воздух-поверхность”), французский самолет имеет значительно больший боевой радиус в 1760–1800 км при 1200 км у МиГ-29К. Rafale M способен нести до 9,5 тонн боевой нагрузки против 5,5 у МиГа.

Недостатки Rafale M

Палубные истребители Rafale M, принятые на вооружение в 2004 году, в целом считаются боеспособными самолетами, однако и у них есть ряд эксплуатационных и технических проблем, выявленных в процессе эксплуатации.

Одна из основных трудностей — повышенный износ планера и шасси из-за постоянных посадок на авианосец. Удары о палубу при ограниченной длине посадочной полосы создают значительные механические нагрузки, что требует регулярного технического обслуживания и ремонта после определённого числа вылетов. Особенно страдают стойки шасси, элементы тормозной системы и узлы крепления.

Серьёзным ограничением является и взлётная масса самолёта при старте с палубы авианосца Charles de Gaulle. Несмотря на наличие паровых катапульт, их длина и конструкция, а также относительно небольшие габариты самого корабля, не позволяют запускать Rafale M с максимальной боевой нагрузкой и полными баками без благоприятных погодных условий, что ограничивает ударные возможности самолета.

Дополнительные сложности связаны с высокой степенью зависимости самолёта от французской авионики и вооружения. Rafale M использует преимущественно национальные системы управления, связи, навигации и вооружения, включая ракеты MICA, Meteor, SCALP и Exocet.

Эта техническая зависимость, увеличивает стоимость эксплуатации и технического сопровождения, а также сдерживает экспорт, поскольку не каждая страна может интегрировать французские системы в существующую инфраструктуру. Именно эта особенность стала предметом внимания в индийском тендере, где сравнивались Rafale M и американский F/A-18.

Кроме того, следует учитывать, что Rafale M, несмотря на участие в нескольких военных операциях (включая Сирию и Ливию), до сих пор не эксплуатировался в условиях крупномасштабной морской войны. Его надёжность и выносливость в таких условиях остаются не до конца проверенными, особенно на фоне американских палубных истребителей, прошедших через десятилетия интенсивной эксплуатации на различных театрах военных действий.

Наконец, палубная версия отстаёт от сухопутного Rafale по темпам модернизации. Обновления, такие как стандарты F3R и F4, сначала внедряются на ВВС, и лишь затем адаптируются под Rafale M. Это создаёт разницу в возможностях, особенно в области радиоэлектронной борьбы, целеуказания и сетевой интеграции.

Проблемы МиГ-29К

При первых поставках МиГ-29К для ВМС Индии, оказалось, что самолеты являются капризными с чрезмерно жёсткой посадкой на палубу, что приводило к частым структурным дефектам и техническим проблемам и большая их часть постоянно прибывала в стадии ремонта.

Это утверждение основано на официальном докладе Счётной палаты Индии (Comptroller and Auditor General, CAG), представленном в парламент в июле 2016 года. В этом отчёте указано, что исправность (то есть процент самолётов, готовых к выполнению задач) для МиГ-29К составляла от 15,93% до 37,63%, а для учебно-боевых МиГ-29КУБ — от 21,30% до 47,14% в период с 2010 по 2014 год.

Основными причинами низкой исправности были названы технические проблемы с двигателями РД-33МК, планером и системой электродистанционного управления (fly-by-wire). Кроме того, в отчёте отмечалось, что даже при наличии этих недостатков самолёты принимались на вооружение.