Развитие палубной авиации в России прошло непростой путь: после распада СССР, эта сфера оказалась в упадке, а ключевые компетенции — частично утрачены. Однако уже к 2000-м годам, усилиями отечественной промышленности началось планомерное восстановление авианосного потенциала. Центральным элементом этого возвращения стал многоцелевой одноместный палубный истребитель МиГ-29К, созданный с учётом современных требований к огневой мощи и надёжности в морских условиях. Этот боевой самолет объединяет опыт советской школы и современные технологии, обладая взлётной массой до 24 500 кг, боевой нагрузкой до 5 500 кг и дальностью применения до 1 050 км — как и его двухместная версия МиГ-29КУБ.

Особенный морской МиГ
Созданный на базе МиГ-29М, палубный МиГ-29К представляет собой сбалансированный вариант боевого самолёта, адаптированного к реалиям современной морской авиации. Он сочетает универсальность применения, высокие лётные характеристики и готовность к эксплуатации на существующих авианосцах, прежде всего на модернизируемом “Адмирале Кузнецове”.
Благодаря широкому спектру вооружения и современным системам наведения, МиГ-29К/КУБ обеспечивает оперативную гибкость флота, позволяя эффективно решать задачи как в ближней морской зоне, так и вдали от берегов, укрепляя присутствие и боеспособность России на просторах Мирового океана.
Отказ от тяжёлого палубного истребителя Су-33М в пользу более компактного и технологически доступного МиГ-29К был обусловлен не только экономическими, но и техническими соображениями: МиГ-29К требует меньше места на палубе, обладает современным авионическим комплексом, более широким спектром вооружения “воздух-поверхность”, и лучше адаптирован к условиям современного воздушного боя, где важна гибкость применения.
Таким образом, МиГ-29К стал не временным решением, а основой для формирования полноценного палубного авиакрыла, способного выполнять широкий спектр задач в интересах ВМФ России.
Боевой радиус, оборудование и скоростные характеристики
Двигатель. МиГ-29К является одноместным, двухдвигательным, многоцелевым палубным истребителем с возможностью выполнения задач в любых погодных условиях, днём и ночью. Он оборудован двигателями РД-33МК с увеличенной тягой (до 9 000 кгс на форсаже) и ресурсом около 4 000 часов. Эти двигатели обеспечивают крейсерскую скорость порядка 850–900 км/ч и максимальную скорость до 2 200 км/ч (на больших высотах).
Радиус действия при боевой нагрузке до 2 000 кг составляет около 850–1 050 км, в зависимости от профиля полёта и применяемых подвесных топливных баков (ПТБ). В конфигурации с тремя подвесными топливными баками и установленным комплектом дозаправки УАК-Д, МиГ-29К или МиГ-29КУБ может передавать топливо в воздухе другому истребителю той же серии, обеспечивая увеличение боевого радиуса действий авиационной группы без привлечения специализированных самолётов-заправщиков.
Оборудование. Истребитель оборудован РЛС “Жук-МЭ” с фазированной антенной решёткой и возможностью сопровождения до 10 целей и одновременного обстрела 4 воздушных целей. Бортовая ЭДСУ, система инерциальной и спутниковой навигации (ГЛОНАСС/INS), а также электронная система РЭБ обеспечивают устойчивость и живучесть в условиях противодействия ПВО противника.
Интеграция с палубой и масса
Система STOBAR. МиГ-29К взлетает с палубы ТАВКР “Адмирал Кузнецов” с помощью трамплина и без использования катапульты. Посадка осуществляется с помощью аэрофинишёра: истребитель использует тормозной крюк, зацепляющий тросы финишёра для экстренного торможения. Складное крыло и усиленное шасси с амортизаторами позволяют самолёту выдерживать посадки с высокими перегрузками.
Масса. Максимальная взлётная масса истребителя составляет 24 500 кг включая стандартную боевую нагрузку до 5,5 тонн на 8 узлах подвески. На борту возможно применение подвесных топливных баков (ПТБ) объёмом 1150 и 1500 литров, что позволяет увеличить дальность полёта.
Дополнительные опции. Также предусмотрена возможность установки контейнеров с оборудованием целеуказания, включая универсальный оптико-механический целеуказатель (УОМЦ), а также комплексы радиоэлектронного подавления типа “Сорбция-С” (КРЭП), предназначенные для защиты самолёта от средств ПВО противника.
Вооружение: от перехвата до точечных ударов
Оснащенный встроенной 30-мм пушкой ГШ-30-1 (150 патронов) — МиГ-29К способен выполнять широкий спектр задач: от перехвата воздушных целей до нанесения ударов по надводным и наземным объектам. Его стандартное тяжелое вооружение включает:
Вооружение “воздух–воздух”:
- Ракета Р-73 (РВВ-МД) ближнего боя, оснащённая ИК ГСН с дальностью до 40 км;
- Ракета Р-77 (РВВ-АЕ) с активной РЛ ГСН и дальностью до 110 км;
Вооружение “воздух–поверхность”:
- Х-31А — противокорабельная ракета (ПРК) с дальностью поражения до 70–110 км, оснащённая активной радиолокационной головкой самонаведения (РЛ ГСН), предназначена для уничтожения кораблей;
- Х-31П — противорадиолокационная ракета (ПРР) с дальностью до 150 км, использующая пассивную радиолокационную головку самонаведения (РЛ ГСН), применяется для поражения радиолокационных станций (РЛС) противника;
- Х-35У — дозвуковая противокорабельная ракета (ПКР) с дальностью до 260 км, предназначенная для атаки морских целей;
- Х-29Т/Л — ракеты с телевизионным (ТВ) или лазерным наведением, дальность действия до 30 км. Эти ракеты предназначены для точного поражения наземных целей;
- УАБ — управляемые авиабомбы, такие как КАБ-500Кр, КАБ-500Л, КАБ-500С-Э или ФАБ с УМПК, которые используют различные системы наведения: спутниковое, лазерное или телевизионное (ТВ), в зависимости от модели;
Истребитель способен применять до 8 управляемых или неуправляемых боеприпасов одновременно, включая смешанные конфигурации. Поддерживается интеграция с прицельно-навигационными контейнерами, включая СВП-24 и ПНС “Гефест”.
МиГ-29КУБ
Если МиГ-29К стал технологическим ядром современной палубной авиации России, то его двухместный собрат — МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой) — стал тем незаменимым звеном, без которого нельзя говорить о полноценных боевых возможностях и боевой устойчивости авианосной группы.
Разработанный параллельно с базовой модификацией, МиГ-29КУБ был задуман не только как учебный, но и как полноценный боевой самолёт с сохранением почти всех функций одноместного варианта.
Он оснащён идентичным набором бортового радиоэлектронного оборудования, включая многофункциональный радар “Жук-МЭ”, систему управления вооружением и навигационный комплекс, что позволяет ему не просто обучать лётчиков, но и вести реальные боевые действия.
Экипаж МиГ-29КУБ состоит из двух человек — лётчик и инструктор (или второй пилот/оператор оружия) — даёт преимущества в условиях повышенной боевой нагрузки и позволяет более гибко управлять миссией.
С точки зрения компоновки, КУБ отличает удлинённая кабина с размещением кресел по схеме “тандем”, что не потребовало радикального пересмотра конструкции планера. Это дало возможность сохранить и высокую манёвренность, и совместимость с палубной инфраструктурой.
Силовая установка КУБа — два двигателя РД-33МК с увеличенной тягой до 9 000 кгс каждый — обеспечивает динамику истребителя на уровне базовой версии. Максимальная взлётная масса составляет до 24 500 кг, а практический потолок — 17 500 метров.
Одним из главных достоинств МиГ-29КУБ стала его двойная роль: это не просто “летающий класс” для подготовки палубных пилотов, но и многоцелевая платформа, способная выполнять задачи перехвата, штурмовых ударов и целеуказания для других участников авиагруппы. К тому же, в условиях ограниченного количества авианосцев, каждая единица техники должна быть универсальной — и в этом контексте КУБ реализует концепцию “2 в 1” на практике.
Таким образом, МиГ-29КУБ не является “учебным довеском” к основной версии, а представляет собой важный элемент боевого порядка, повышающий боевую устойчивость и оперативную гибкость палубной авиации ВМФ России.