Российский зенитный ракетный комплекс малой дальности “Тор-М2” и его модификации

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) “Тор”, был принят на вооружение Сухопутных войск СССР в 1986 году и относится к бригадной или полковой противовоздушной обороне, в составе дивизиона ЗРК малой дальности, состоящих из трех батарей (дивизион), с 12 единицами пусковых установок. Всего выпущено около 600 единиц ЗРК “Тор” различных модификаций, а его основными операторами, кроме России, являются такие страны, как Белоруссия, Армения, Греция, Египет, Иран, Китай и Казахстан.

ЗРК Тор-М2
Боевая машина с 16 единицами ракет малой дальности комплекса “Тор-М2”

Ориентировочная экспортная стоимость новой модификации 9К332 ЗРК “Тор-М2” 2008 года, доходит до 30 миллионов долларов за комплекс, который состоит из батареи (4 единицы) боевых машин с пусковыми установками, двух транспортных заряжающих машин, одной машины технического обслуживания, а также наземного оборудования и машины управления батареей. С большей долей вероятности, цена одной боевой машины с пусковой установкой, доходит по стоимости до 6 миллионов долларов, что равно по цене танку Т-90М “Прорыв”.

Особенности и сравнение с ЗРПК “Панцирь”

На данный момент, в Сухопутных войсках РФ, на уровне бригадных и полковых дивизионов противовоздушной обороны, существует два типа зенитно-ракетных комплексов малой дальности, таких как ЗРПК “Панцирь-С1” (дальнейшее развитие ЗРПК “Тунгуска”) и ЗРК “Тор-М2”, с дальностью поражения аэродинамических целей до 15-20 км. Разница между ними состоит в том, что первый, кроме противовоздушных ракет имеет еще и пушечное зенитное вооружение, а комплекс “Тор” оснащен только ракетами. Сравнивать ЗРК “Тор” и ЗРК “Бук” не совсем корректно, так как “Бук”, это ракетный противовоздушной комплекс средней дальности поражения до 70 км.

ЗРК “Тор”, является первым в мире противовоздушным комплексом, с вертикальным пуском ракет, что позволяет более эффективно работать в сложных метеорологических условиях и иметь защиту пусковой установки от поражающих осколочных факторов. Пусковая установка с ракетами, размещается внутри корпуса боевой машины и не выводится наружу, как в “Панцирь-С1”.

Характеристики

В этом обзоре, мы приведем тактические и технические характеристики ЗРК “Тор-М2”, который начал поступать в войска в 2008 году и разработан ОАО “Научно-исследовательским электромеханическим институтом”. Производит комплекс ОАО “Ижевский Электромеханический завод “Купол”.

Ракета. Боевая машина 9А331М2 ЗРК “Тор-М2” оснащена 16 единицами зенитных управляемых ракет 9М338К в двухмодульной пусковой установке. ЗУР 9М338К поражает воздушные цели на дальности до 12 км и высоте до 10 км. Ракета имеет инерциальный тип наведения, а ее направление к цели, после вертикального выхода из пускового контейнера, задается газогенераторами в хвостовой части. Также, в ракету встроен блок радиоуправления и визирования.

Максимальная скорость ракеты достигает 1000 м/с (3600 км/ч, сверхзвук). Ракета умеет поражать аэродинамические цели, летящие на скорости до 700 м/с. Иными словами, способна сбивать истребители и ракеты противника, летящие на сверхзвуковой скорости. Неманевренные воздушные цели, ракета может поразить на расстоянии до 15 км.

Наведение и обнаружение. На боевой машине 9А331М2 ЗРК “Тор-М2” установлена станция обнаружения малоразмерных воздушных целей с дальностью до 32 км. Станция умеет одновременно сопровождать до 45 целей и выбирать приоритет поражения.

Станция наведения комплекса состоит из пассивной фазированной антенной решетки, которая может сопровождать до 4 целей и наводить на них до 6 ракет одновременно. Станция наведения имеет защиту от активных и пассивных помех и защиту от электромагнитного излучения. Также, на комплексе есть возможность дублирования оптикоэлектронных средств сопровождения целей.

Состав комплекса. ЗРК “Тор-М2” состоит из 4 единиц боевых машин (батарея) с зенитно-ракетным модулем и станцией обнаружения и наведения, двух транспортно-заряжающих машин, транспортной машины дополнительного БК, машины технического обслуживания, машины группового комплекта ЗИП и подвижного унифицированного батарейного командного пункта.

зарядка боевой машины ракетами Тор-М2
Использование транспорто-заряжающей машины комплекса “Тор-М2”

Боевая машина 9А331М2 на гусеничном шасси имеет длину в 8,9 метров, ширину в 3,5 метра, высоту в 5,3 метра в боевом положении и 3,6 метра в походном. Масса боевой машины с полной комплектации 16 ракетами составляет 37 тонн. Экипаж боевой машины составляет 3 человека. Время развертывания боевой машины из походного положения в боевое, занимает 3 минуты. БМ достигает скорости по шоссе до 80 км/ч, с запасом хода в 500 км.

Модификации

В 1989 году, вышла первая модификация комплекса под индексом 9К331 “Тор-М1”, где разработчики реализовали второй целевой канал, а также появилась возможность сопряжения с батарейным командным пунктом. Также, станция обнаружения получила трёхканальную цифровую систему обработки сигнала от цели и защиту от помех, а количество обнаруживаемых целей увеличено до 48 единиц. В это же время, выпустили и колесный вариант “Тор-М1”, на базе автомобиля “Урал-5323”.

В 2008 году, вышла модификация комплекса “Тор-М1-2У”, который поступил в войска Южного военного округа небольшой партией. В это же время, начали производить и вариант 9К332 “Тор-М2”, увеличив количество ракет в контейнере с 8 до 16 единиц. Именно в этом комплексе было добавлено оборудование, позволяющие ЗРК поражать цели на ходу во время марша, что позволило эффективно прикрывать колонны бронетехники.

В 2009 году, пусковую установку с оборудованием “Тор-М2”, начали устанавливать на колесную трехосную боевую машину 9К332МК, разработанную Минским заводом колесных тягачей (“Тор-М2К”).

В 2013 году, появился модульный наземный стационарный комплекс “Тор-М2М” с четырьмя противовоздушными ракетами. В 2016 году, его модификацию (“МК”) начали устанавливать на российских фрегатах проекта 11356 (тип “Адмирал Григорович”).

зарядка комплекса Тор-М2ДТ
Транспортно-заряжающая и боевая машина арктического комплекса “Тор-М2ДТ”

В 2017 году, начался выпуск “Тор-М2ДТ” для арктических войск России, на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30. Эти комплексы в составе дивизиона (12 единиц), поступили на вооружение 80-ой отдельной арктической мотострелковой бригады.