27 мая 2025 года президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре с премьер-министром Японии Сигэру Ишибой поднял тему поставок новейшего американского истребителя шестого поколения — F-47, который еще не существует даже в виде опытного образца. Об этом сообщила ведущая японская газета The Asahi Shimbun. Трамп подчеркнул необходимость укрепления военной мощи для противодействия растущим угрозам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также обозначил F-47 как символ технологического превосходства США в области боевой авиации будущего.
Премьер-министр Ишиба, по сообщениям, согласился рассмотреть расширение оборонного сотрудничества с США, в том числе закупку нового истребителя, несмотря на то, что программа F-47 только недавно была официально анонсирована, а реальных летных прототипов самолета до сих пор не существует.
Продажа несуществующего F-47 — бизнес на слухах и политике
Продвижение истребителя шестого поколения F-47 на международном рынке, в частности в Японии, вызывает серьезные вопросы как с технической, так и с политико-стратегической точки зрения. На сегодняшний день, несмотря на уже заявленный фантастический боевой радиус свыше 1850 км — единственным реальным статусом F-47 является этап предварительных разработок, а реальные летные испытания и полноценный прототип ожидаются не раньше начала-середины 2030-х годов.
Очевидно, что предложение уже сейчас закупать несуществующий самолет — это прежде всего политико-экономический маневр, направленный на усиление военно-технического влияния США в регионе, поддержание мощного экспортного оборонного рынка и демонстрацию лидерства американской военной авиации.
При этом опыт предыдущих программ показывает, что фактическое производство и принятие на вооружение боевых самолетов такого уровня — процесс крайне длительный и сложный. Примером служит истребитель пятого поколения F-22, который никогда официально не продавался за рубеж и производство которого было существенно сокращено из-за высоких затрат и ограничений политического характера.
Альтернативы Японии и проблемы с собственным шестым поколением
Япония ведет собственную программу совместной разработки истребителя шестого поколения в рамках Глобальной программы боевых самолетов (Global Combat Air Programme, GCAP) вместе с Великобританией и Италией. Однако эта инициатива сталкивается с многочисленными проблемами:
- существенные задержки сроков (ввод в эксплуатацию сдвигается на 2040-е годы, что значительно позже китайских и американских аналогов);
- ограниченный опыт европейских участников в создании истребителей пятого и шестого поколения;
- технологический разрыв с Китаем и США, которые вкладывают в разработки гораздо большие ресурсы и имеют более развитую промышленную базу;
- риски снижения конкурентоспособности японских ВВС при уповании на GCAP.
В этом контексте, предложение Трампа выглядит как попытка решить сразу несколько задач — укрепить стратегические связи с Японией, улучшить торговый баланс США за счет экспорта дорогой техники, а также повысить оперативную совместимость японских ВВС с американскими авиабазами.
Риски для Японии и региональная динамика
Закупка F-47, несмотря на его недоказанную готовность, может показаться для Токио более привлекательным вариантом в сравнении с неопределенностью европейской программы. Однако покупка перспективного, но пока не существующего самолета — это серьезный стратегический риск. Помимо технических рисков (возможные задержки, проблемы с эксплуатацией и поддержкой), Япония может оказаться в зависимости от политической воли Вашингтона и экономических интересов американской военной промышленности.
На фоне растущего военного давления Китая, уже продемонстрировавшего наличие летных прототипов собственных истребителей шестого поколения, Япония стоит перед выбором между поддержанием собственной индустрии и быстрой модернизацией за счет зарубежных закупок. При этом истребитель 5-го поколения F-35, активно закупаемый Японией, обладает меньшими возможностями для нанесения наземных ударов, по сравнению с новейшим самолетом поколения 4+ F-15EX Eagle II и потенциальным F-47, что дополнительно обостряет вопрос обновления парка.
Амбиции США опережают возможности
Продажа или даже предварительное предложение к продаже несуществующего истребителя шестого поколения F-47 японским ВВС — яркий пример того, как военно-политические амбиции США могут опережать реальные технические возможности. Пока Boeing и Пентагон находятся лишь на старте программы разработки, Трамп ведет переговоры, продвигая продукт, который сегодня — скорее концепция, чем готовый к эксплуатации самолет.
Такой подход поднимает вопросы о надежности и прозрачности американской политики военно-технического сотрудничества, а также о стратегической самостоятельности Японии в формировании своего воздушного потенциала. В условиях нарастающей региональной конкуренции и ускоренного развития авиационных технологий подобные поспешные решения могут оказаться чреватыми длительными проблемами и потерей конкурентоспособности японских ВВС.