21 марта 2025 года, президент США Дональд Трамп официально объявил о заключении контракта с корпорацией Boeing на разработку и производство перспективного истребителя шестого поколения по программе Next-Generation Air Dominance (NGAD). Новый самолет получил индекс F-47 и должен заменить стоящие на вооружении ВВС США истребители F-22A Raptor.

Согласно некоторым источникам, истребитель получил полный индекс F-47A с обычным взлетом и посадкой (CTOL — Conventional take off and landing), что указывает на его будущие возможные модификации и c другими буквенными обозначениями по аналогу с истребителем 5-го поколения F-35, который применяется и как палубный самолет.
Стоимость и затраты на разработку
Контракт на разработку и производство F-47A оценивается минимум в 20 миллиардов долларов, однако с учетом традиционного роста стоимости американских оборонных проектов суммарные затраты могут достичь сотен миллиардов долларов. Ожидается, что стоимость одного истребителя составит около 300 миллионов долларов, что делает его самым дорогим боевым самолетом в истории.
Наследие YF-23 и компоновка
По имеющимся данным, в конструкции F-47A могут быть реализованы элементы, ранее использованные в экспериментальном истребителе YF-23 Black Widow II от Northrop/McDonnell Douglas. Напомним, что этот самолет проиграл конкуренцию YF-22, который стал в 2005 году, серийным истебителем 5-го поколения F-22A Raptor. Однако с учетом того, что в 1997 году компании McDonnell Douglas и Boeing объединились, их наработки могут быть интегрированы в новую платформу.
F-47A получит компоновку “бесхвостка” с треугольным крылом, что соответствует современным представлениям о малозаметных истребителях нового поколения. Двигательная установка включает два новейших адаптивных турбореактивных двигателя, которые обеспечат значительное повышение топливной эффективности и дальности полета.
Тактико-технические характеристики (по данным NGAD)
- Максимальная скорость: около 2,5 Маха.
- Дальность полета: свыше 2500 км без дозаправки.
- Практический потолок: более 20 000 м.
- Эффективная площадь рассеяния (ЭОП): от 0,005 до 0,03 м².
- Силовая установка: 2 адаптивных турбореактивных двигателя нового поколения с минимальным тепловым следом для снижения заметности.
- Вооружение: внутренние отсеки для ракет класса “воздух-земля” и “воздух-воздух”, включая ракеты AIM-260 JATM, лазерное оружие.
- Системы управления: интеллектуальная обшивка с радиопрозрачными панелями, интегрированными датчиками радиотехнической разведки и боковыми АФАР-модулями.
- Искусственный интеллект: продвинутая система поддержки пилота и управления дронами “верный ведомый”.
Инновационные технологии и вооружение
F-47A разрабатывается с учетом современных вызовов оперативно-тактической авиации, включая интеграцию с беспилотными летательными аппаратами. В рамках концепции “ведущего” и “ведомых” истребитель сможет управлять целой группой беспилотников, выполняющих функции разведки, радиоэлектронного подавления и нанесения ударов.
Кроме того, F-47A оснастят системой активного маскирования, позволяющей менять радиолокационные характеристики самолета, а также передовой системой передачи данных для беспрецедентной ситуационной осведомленности пилота.
Основное вооружение будет аналогично F-22A, но с рядом улучшений. В состав арсенала войдут гиперзвуковые ракеты AIM-260 JATM, управляемые бомбы малого диаметра SDB II, а также перспективные лазерные системы.
Военное значение
Президент Трамп подчеркнул, что программа NGAD и истребитель F-47 являются ключевыми для обеспечения превосходства США в воздухе в условиях глобальной конкуренции. Министр обороны Пит Хегсет заявил, что этот самолет станет “исторической инвестицией” в американскую оборонную промышленность, обеспечив ведущую роль США в военной авиации на десятилетия вперед.
Программа NGAD ранее сталкивалась с бюджетными ограничениями, однако выделение контракта Boeing свидетельствует о решимости Пентагона завершить разработку истребителя шестого поколения в кратчайшие сроки. Ожидается, что первые прототипы поступят в войска к концу десятилетия, а серийное производство начнется в 2032 году.
F-47A станет самым технологически продвинутым истребителем в истории ВВС США, воплощая в себе новейшие достижения в области авиации, стелс-технологий и боевых систем. Предполагается, что самолет обеспечит долгосрочную конкуренцию с китайским J-36, заменив устаревающий F-22A Raptor и заложив основу для будущих поколений истребителей США.