Малозаметный истребитель 6-го поколения Chengdu J-36 (“Цзянь-36”), является перспективным боевым самолетом ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), который впервые поднялся в воздух в декабре 2024 года. Разрабатывает и производит истребитель, китайская аэрокосмическая корпорация Chengdu Aircraft Industry Group.
Определение индекса нового истребителя, стало возможно после видеокадров его посадки в провинции Сычуань 26 декабря 2024 года. На борту самолета хорошо виден номер 36011, что, согласно кодификации ВВС НОАК, означает J-36. Буква “J” является сокращенной английской транслитерацией слова Jian, которое произносится на китайском как “цзянь” и в переводе означает “истребитель”.
Нумерация типа истребителя как “Цзянь-36”, является самой высокой среди многочисленных вариантов боевой авиации ВВС Китая. До появления J-36, на период 2024 года, последним номером являлся JH-26 (Jian Hong-26), присвоенный истребителю-бомбардировщику. Истребитель “Цзянь-36” ранее носил неофициальный индекс J-XD.
Официальная стоимость J-36 не объявлена. Для сравнения, стоимость истребителя пятого поколения Chengdu J-20 оценивается примерно в 110 миллионов долларов США. Учитывая более продвинутые технологии J-36, его цена может быть значительно выше, возможно, в диапазоне 150–200 миллионов долларов за единицу.
Разработка перспективного малозаметного истребителя “Цзянь-36”, согласно различным оценкам, велась с 2015-2018 года. Впервые, новый истребитель 6-го поколения ВВС Китая, был увиден на спутниковых снимках, которые были получены с космических аппаратов компании Planet Labs в ноябре 2021 года. Боевой самолет располагался рядом с одним из ангаров Chengdu Aircraft Industry.
Конструкция. Истребитель “Цзянь-36” выделяется бесхвостым дизайном с модифицированным дельтавидным крылом ромбовидной формы, что повышает его малозаметность и аэродинамические характеристики. Такая конструкция снижает радиолокационную заметность и улучшает маневренность на высоких скоростях. Истребитель оснащен одни скрытым отсеком вооружения и имеет массу около 50 тонн.
Из особенностей “Цзянь-36” можно выделить два воздухозаборника снизу и один воздухозаборник в верхней части фюзеляжа. Также, одним из отличительных признаков “Цзянь-36”, является использование трех двигателей, что является редкостью для современных истребителей. Это решение может обеспечить повышенную тягу и маневренность, а также увеличить дальность полета.
Первый демонстрационный полет истребителя в декабре 2024 года, показал одну из его главных особенностей — управление по рысканию с помощью расщепляющихся элеронов хвостовой части и отсутствие вертикального оперения.
Такая аэродинамическая конфигурация применяется в бомбардировщиках B-21 Raider и B-2 Spirit, которые не достигают сверхзвуковой скорости, так как расщепляющиеся элероны (подвижные части хвоста) имеют значительное аэродинамическое сопротивление. Многие аналитики заявляют, что потолок высоты полета J-36 может достигать до 24 км.
Некоторые авиаэксперты отмечают, что истребитель “Цзянь-36” оснащен тремя двигателями, расщепляющимися элеронами и имеет конфигурацию “летающего крыла” как у истребителя NGAD, для того, чтобы достигать крейсерской скорости не менее 3-х Махов, а также иметь возможность гиперзвукового полета более 5 Махов. В этом случае, управление самолетом осуществляется за счет изменяемого вектора тяги двигателей.
Вооружение. Точные данные о номенклатуре вооружения “Цзянь-36” (J-36) пока не раскрыты. Однако, учитывая современные тенденции, можно предположить, что истребитель будет оснащен: ракетами класса “воздух-воздух” средней и большой дальности; высокоточными авиабомбами и ракетами класса “воздух-земля”, а также средствами радиоэлектронной борьбы и разведки.
Авионика и навигация Chengdu J-36, вероятно, включает передовое оборудование, такое как: РЛС с активной фазированной антенной решеткой; системы обнаружения и слежения в инфракрасном диапазоне; интегрированные системы управления вооружением и полетом; системы связи и обмена данными с другими платформами в реальном времени.