Российский многоцелевой истребитель дальнего действия Су-30 производится с 1992 года, а в 2012 году, модификация Су-30СМ была принята на вооружение и ВКС России. Самолет имеет 17 вариантов, в основном предназначенных на экспорт, а коммерческая стоимость истребителя доходит до 80 миллионов долларов. Су-30 стоит на вооружении 11-ти стран мира. Максимальная сверхзвуковая скорость боевого самолета равняется 2125 км/ч с боевым радиусом полета в 1500 км.
Истребитель Су-30 в версии “СМ” отличается от более нового российского самолета Су-35С по следующим характеристикам: наличием 2 пилотов и двигателем с меньшей тягой и ресурсом эксплуатации. Версия Су-30СМ2 2010 года, имеет уже более прогрессивный двигатель АЛ-41Ф1С, как и в истребителе Су-35СМ2.
Разработка и создание
Многоцелевой всепогодный российский истребитель 4 поколения плюс, начал разрабатываться ОКБ “Сухого” еще с середины 1980-х годов, на базе двухместного учебного самолета-истребителя Су-27.
Основной концепцией разработки нового сверхзвукового истребителя, является внедрение на борт еще одного сегмента разведывательной и навигационной аппаратуры для того, чтобы такой тип самолета имел возможность эффективного сопровождения в воздухе тяжелых стратегических ракетоносцев, цель которых, это борьба с авианесущими группировками противника.
Разработчики реализовали на новом истребителе Су-30 возможность дозаправки в воздухе, а также установили телевизионные индикаторы мониторинга тактической обстановки. В 1988 году, первые два Су-30, переоборудованные из учебных Су-27УБ, поднялись в воздух, имея на борту двух пилотов.
В начале 1990-х годов, первые истребители Су-30 выполняли еще и функции патрулирования в воздухе с привязкой на российские ПВО. В этом смысле, первая модификация Су-30 по своему функциональному предназначению напоминала легкий одноместный истребитель НАТО F-16 «Боевой сокол» (Fighting Falcon).
В конце 1990-х годов, истребители Су-30 стали невостребованным сегментом боевых самолетов ВВС России — с одной стороны, Россия обладала уже проверенным истребителем Су-27, с другой; МО РФ вводило в эксплуатацию истребитель-бомбардировщик Су-34, который функционально, по радиоэлектронному оборудованию и авионике, мог соперничать с Су-30.
Кроме этого, у Су-30 была достаточно высокая цена в 60 миллионов долларов, по сравнению с Су-27 в 40 миллионов. Дальнейшее развитие самолет “Сухого” получил через многочисленные экспортные поставки. В 1997 году, военно-промышленный завод “Иркут” поставил ВВС Индии первые 8 единиц Су-30К (коммерческий).
Вооружение, характеристики и стоимость
В 21 веке, стоимость боевых самолетов зависит исключительно от материалов и конфигурации планера и фюзеляжа, которые обеспечивают маневренность и незаметность, а также от различной инновационной электроники, средств обнаружения и двигателей.
Большая часть стоимости истребителей зависит от двигателя. Экспортные варианты Су-30МК доходят по цене до 83 миллионов долларов, а российские новые модификации СМ (двигатель АЛ-31Ф) и СМ2 (двигатель АЛ-41Ф1С) достигают стоимости до 50-60 миллионов долларов соответственно. Эти два двигателя имеют форсажные камеры и инновационное решения.
Нужно отметить, что экспортные варианты Су-30МК оснащаются турбореактивным форсажным двигателем АЛ-31Ф в разных вариантах, который также применяется на версии Су-27СМ3.
Двигатель АЛ-41Ф1С ставится только на российские версии Су-30СМ2, который имеет, в отличии от своего предшественника, — более лучшую маневренность, за счет улучшения функции изменения управления вектором тяги (отклонение реактивной струи).
Высокая стоимость экспортного варианта связана с многочисленными желаниями заказчика, на основании которых, производителю приходится менять штатные алгоритмы сборки боевых самолетов.
По своим летным характеристикам, Су-30СМ2 похож на другие многофункциональные истребители “Сухого”. Единственным отличием Су-30 и Су-27, является возможность у первого совершать дозаправку в воздухе, поэтому его и называют истребителем дальнего действия.
Из всех 22 модификаций Су-27, только коммерческий вариант Су-27СМК имеет возможность пополнять топливные баки во время боевого дежурства.
Су-30СМ2 умеет развивать максимальную сверхзвуковую скорость в 2 Маха (2125 км/ч) с практическим потолком высоты в 17300 метров и боевым радиусом (туда и обратно) в 1500 километров.
Длина истребителя составляет 21,9 метров с максимальной взлетной массой в 34 500 кг и экипажем из двух пилотов.
На вооружении Су-30СМ2 имеется авиационная 30-мм пушка ГШ-301, 12 единиц точек подвески для управляемых ракет “воздух-воздух” малой и средней дальности, а также свободнопадающие бомбы ФАБ весом до 500 кг, или корректируемые планирующие КАБ с такой же массой.
Как и все российские истребители, Су-30СМ2 умеет исполнять и функции фронтового штурмовика, имея на борту неуправляемые блоки ракет “воздух-поверхность”.
Версия Су-30СМ2 несет новое бортовое радиоэлектронное оборудование, аналогичное многоцелевому истребителю Су-35С, а также модернизированную РЛС. Самолет имеет хорошую скрытность от ПВО противника, а его эффективная площадью рассеивания (ЭПР) по своим параметра немного уступает Су-35, однако значительно ниже (лучше), чем у Су-27.
Экспорт и модификации Су-30
Первой модификацией Су-30, стал вариант с литерой “К” (коммерческий), который начали поставлять Индии в 1997 году. Этот вариант уже был оснащён системой GPS, а также имел стандартное вооружение, характерное для всех истребителей “Сухого”: авиационная пушка, ракеты “воздух-воздух”, “воздух-поверхность”, блоки неуправляемых НУРС и авиационные бомбы.
Всего, российский ВПК выпустил 8 коммерческих модификаций Су-30, для таких стран как Индия (Су-30К и Су-30МКИ), Индонезия (Су-30КИ), Вьетнам (Су-30МК2В), Венесуэла (Су-30МК2V), Алжир (Су-30МКА), Китай (Су-30МКК), Малайзия (Су-30МКМ), Уганда (Су-30МК2).
Такие страны как Армения, Белоруссия и Казахстан имеют новые версии Су-27СМ (Э), стоящие на вооружении и ВКС России.
Нужно отметить, что первые коммерческие экспортные истребители Су-30К, невозможно улучшить до Су-30МК (модернизированный коммерческий). Экспортная версия Су-30МК, которая начала выпускаться в 2002 году, имеет взлетную массу в 38,8 тонн, против базовой в 30 тонн, а также новый двигатель и корпус планера.
Именно на экспортном варианте Су-30МК, в 2010 году был сделан истребитель Су-30М2 (модернизированный), который начал проходить летные испытания в ВВС РФ.
Истребитель Су-30СМ “Иркутск”
В 2012 году, для военно-воздушных сил России, была выпущена модификация Су-30СМ (серийный, модернизированный) с новыми двигателями АЛ-31ФП, которые имеют особенность управляемого вектора тяги.
В это же время была анонсирована и новая экспортная версия Су-30СМЭ: по 4 единицы этого самолета закупила Армения и Белоруссия, а Казахстан заказал 19 штук таких истребителей.
В 2021 году, ВКС России совершили первый полет на истребителе Су-30СМ2 (серийный, модернизированный, версия 2), на который был установлен двигатель для боевых самолетов пятого поколения АЛ-41Ф1.
На период 2023 года, на вооружении Российских ВКС находятся около 140 истребителей Су-30 в разных модификациях, из них вариант самолета Су-30СМ2 составляет всего несколько единиц.
На данный момент, истребитель СУ-30СМ и СМ2, все же нашел свое “боевое кредо” и предназначен для Морской авиации ВМФ России. В функции новых истребителей Су-30 входит сопровождение морских тяжелых ракетоносцев такого семейства как ТУ-22М2, ТУ-22М3 со сверхзвуковыми крылатыми противокорабельными ракетами большой дальности X-22, а также контроль воздушного пространства над морем на большом удалении от границы РФ.
Истребитель Су-30СМ получил собственное название “Иркутск” на основании города завода-производителя и на этом сверхманевренном самолете, работает авиационная группа “Русские витязи”.