Во время визита на авианосец USS George Washington на военно-морской базе Йокосука, президент США Дональд Трамп объявил о первой поставке американских ракет для истребителей F-35, которые в 2025 году поступили в распоряжение Сил самообороны Японии. Ранее, Токио заключил несколько контрактов на поставку ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» для истребителей 5-го поколения, часть из которых уже развернуты в стране.

Японская пресса назвала поставки этих ракет «долгожданными», так как купленные Японией у Lockheed Martin истребители F-35 фактически находились без вооружения. В апреле 2025 года, Япония получила первые три единицы F-35A TR3 (CTOL‑вариант), а в августе три F‑35B (STOVL-вариант). Всего Япония намеревается приобрести 105 самолётов версии «A» и до 42 самолётов палубной версии «B» для модернизированных вертолетоносцев авианосцев Izumo и Kaga.
Какие ракеты поставят США для японских F-35
Хотя американский президент во время своего выступления не уточнил тип ракет, которые будут фактически поставлены для японской версии F-35, с большей долей вероятности речь идет о AIM-9X Sidewinder класса «воздух-воздух» ближнего боя — контракт на поставки этой ракеты был заключен с Raytheon еще в 2022 году.
Также, есть вероятность, что Япония в первой поставке получит и крылатые ракеты AGM-158B/B-2 JASSM-ER класса «воздух-земля» от Lockheed Martin. Однако контракт на поставку этого высокоточного оружия был одобрен Госдепом США только в январе 2025 года.
Также, в январе 2025 года, США одобрили продажу правительству Японии усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120D-3 и AIM-120C-8 (AMRAAM) и сопутствующего оборудования на сумму 3,64 млрд долларов. Всего Япония согласно контракту должна закупить 1200 единиц таких ракет.
Достижение полной готовности (FOC)
Несмотря на тот факт, что ВВС и ВМС Японии уже фактические начали получать F-35, а пилоты прошли учебу на этом типе истребителей, говорить о полной готовности к эксплуатации этих машин (Fully Operational Capability — FOC) достаточно рано.
Сейчас, первые прибывшие в Японию F-35B базируются на авиабазе Nyutabaru, а F-35A на базах Misawa и Komatsu. Однако, как отмечают аналитики, сложность для японских истребителей 5-го поколения состоит в интеграции крылатых ракет AGM-158B/B-2, а также AMRAAM — ракет воздушного боя на средней дистанции.
Интеграция AGM-158B на истребитель F-35 требует адаптации программного интерфейса самолета (Operational Flight Program) под протокол JASSM, а также совместимости с системой управления вооружением (Stores Management System) и согласование каналов связи, поскольку F-35 использует MADL (Multifunction Advanced Data Link), а JASSM — традиционный UHF-сетевой канал Link-16/DDL. Иными словами, F-35 должен понимать, что за ракета подвешена, как её наводить и отслеживать, и иметь возможность обновлять целеуказание.
Ожидается, что достижение полноценной готовности к эксплуатации с полным боекомплектом будет достигнуто не ранее 2027 года для версии F-35A, а для полной интеграции в авианосные операции модификации F-35B — не ранее 2030 года. С большей долей вероятности, Япония получит AIM-120D-3/C-8 класса «воздух-воздух» значительно позже, а сейчас будет эксплуатировать только AIM-9X Sidewinder ближнего боя.



