Во французских и международных военных источниках активно обсуждаются новые изображения перспективного авиационного боеприпаса AASM Hammer XLR, появившиеся в интернете. Фото сделаны на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже, который проходит в период 16-22 июня. Компания Safran представила эту высокоточную авиабомбу рядом с истребителем Rafale F4.1 концерна Dassault. Хотя официальные параметры AASM Hammer XLR пока не объявлены, опубликованные изображения позволяют сделать ряд технических выводов о предполагаемом усилении возможностей этого боеприпаса.

Цель — дальность до 200 километров
Ещё в 2023 году, в компании Safran анонсировали разработку новых модификаций корректируемых авиабомб семейства Hammer, основной задачей которых являлось многократное увеличение дальности применения. Напомним, что стандартная AASM Hammer, сброшенная с высоты, может поражать цели на расстоянии более 70 км. Новая модификация XLR, по планам разработчиков, должна значительно превзойти этот показатель — речь шла о дальности 150-200 км, в зависимости от условий пуска.
Для достижения такой дальности Safran начала модернизацию маршевого двигателя боеприпаса. Однако пока неизвестно, удалось ли реализовать заявленные характеристики на практике, так как официальных данных о ходе лётных испытаний не публиковалось.

Признаки изменения двигателя
Несмотря на отсутствие технических характеристик, фотографии AASM Hammer XLR дают повод для предположений. На снимках видно, что в задней части корпуса, появились элементы, визуально похожие на воздухозаборники. В ряде кадров они прикрыты накладками, по всей видимости — съёмными или отстреливаемыми при старте, что характерно для систем, работающих на воздушной тяге.
Подобной конструкции не было в предыдущих версиях AASM Hammer, использующих твердотопливный ракетный ускоритель, которому не требуется забор внешнего воздуха. Это даёт основания предполагать радикальную смену принципа силовой установки авиационного боеприпаса.
Франция приняла на вооружение первую версию корректируемой авиабомбы AASM Hammer в 2007 году. Боеприпас основан на стандартной авиабомбе калибра 250, 500 или 1000 кг, к которой добавлен модуль наведения (инерциальный, GPS или инфракрасный) и ракетный ускоритель. После сброса с самолёта двигатель разгоняет боеприпас, а блок управления и рулевые поверхности обеспечивают точную корректировку траектории, позволяя поражать цели с высокой точностью на тактической глубине.
Турбореактивный или прямоточный двигатель?
Появление воздухозаборников может означать один из двух сценариев развития. Первый вариант — установка малогабаритного турбореактивного двигателя, что потенциально даёт большую дальность полёта, но влечёт за собой конструкционные сложности. В частности, турбореактивная схема потребует полноценной топливной системы, что трудно реализовать в ограниченных размерах Hammer XLR.
Второй и более реалистичный сценарий — использование твердотопливного прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) по аналогии с британской ракетой Meteor. Такой тип двигателя забирает кислород из атмосферы, позволяя отказаться от окислителя и использовать топливо экономнее. Это увеличивает продолжительность работы двигателя и, как следствие, дальность полёта боеприпаса без критического роста габаритов.
Перспективы развития
Появление AASM Hammer XLR может означать попытку Safran и французской промышленности в целом создать аналог американских управляемых авиабомб большой дальности, таких как GBU-53/B StormBreaker или AGM-154 JSOW-ER. Новая система расширяет возможности истребителя Rafale по глубинному поражению целей вне зоны действия ПВО и делает его более универсальной боевой единицей на фоне новых угроз.
С учётом тесной интеграции Франции в натовские оперативные контуры, AASM Hammer XLR, по всей видимости, станет не только французским, но и потенциально экспортным боеприпасом.