Названо количество истребителей на вооружении Китая: ВВС НОАК модернизируют парк оперативно-тактической авиации

Военно-воздушные силы Китая (ВВС НОАК) в последние годы активно модернизируют свой истребительный парк, стремясь достичь паритета с ведущими воздушными силами мира, такими как ВВС США. На сегодняшний день парк китайских истребителей представляет собой смесь устаревших моделей третьего поколения и современных боевых самолетов четвёртого и пятого поколений. Однако, динамика обновления истребительного парка авиации свидетельствует о том, что ВВС НОАК, намерены в ближайшие годы полностью перейти на передовые технологии, что может изменить баланс сил в регионе.

 Многофункциональный истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 ВВС НОАК

Согласно информации военно-аналитического ресурса Meta Defense, на начало 2025 года, парк оперативно-тактической авиации ВВС Китая насчитывает около 1800 единиц, из которых почти 700 до сих пор относятся к третьему поколению. Среди них — устаревшие модели, такие как J-7 (китайская версия МиГ-21), J-8, а также советские Су-27. Эти самолёты постепенно выводятся из эксплуатации, уступая место более современным машинам. Основу современного парка ВВС Китая составляют истребители четвёртого и пятого поколений:

  • J-10: Лёгкий многоцелевой истребитель, который активно производится и уже насчитывает около 600 единиц.
  • J-16: Тяжёлый истребитель-бомбардировщик, китайский аналог российского Су-34. Его парк оценивается в 300–350 единиц.
  • J-20: Истребитель пятого поколения, который считается флагманом китайских ВВС. На сегодняшний день в строю находится более 200 таких машин, а ежегодное производство составляет 70–80 единиц.

Динамика модернизации.
За последние пять лет, Китай значительно ускорил темпы модернизации своего истребительного парка. Если в 2018 году основную массу составляли самолёты третьего поколения, то к 2024 году ситуация кардинально изменилась. Производство истребителей J-20, J-16 и J-10C позволяет ежегодно вводить в строй 135–160 новых боевых самолётов.

Согласно прогнозам, к 2030 году, Китай полностью обновит свой истребительный парк, заменив устаревшие модели на боевые самолеты четвёртого и пятого поколений. Это позволит ВВС НОАК иметь более 1800 современных истребителей, что превысит аналогичный показатель ВВС США.

Сравнение с ВВС США.
На сегодняшний день ВВС США обладают крупнейшим парком истребителей пятого поколения, включая F-22 и F-35. Однако темпы производства F-35A для американских ВВС составляют лишь 48–60 единиц в год, что значительно ниже, чем у китайских J-20. Уже к 2032 году Китай может превзойти США по количеству истребителей пятого поколения.

Кроме того, Китай активно развивает новые модели, такие как J-35A, который был представлен на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2024 года. Этот двухмоторный истребитель пятого поколения, аналогичный F-35, может начать серийное производство к 2026–2027 годам, что ещё больше усилит китайские ВВС.

Подготовка пилотов и инфраструктура.
Модернизация истребительного парка требует соответствующих изменений в подготовке пилотов. Китайские лётные академии, такие как Шицзячжуан, Харбин и Сиань, уже пересмотрели свои программы обучения. С 2020 года в Шицзячжуане используется учебно-тренировочный самолёт JL-10, предназначенный для подготовки пилотов к управлению современными истребителями. Это позволило сократить срок обучения с четырёх до трёх лет.

К 2030 году Китай планирует полностью перейти на подготовку пилотов для самолётов четвёртого и пятого поколений, что обеспечит высокий уровень боеготовности ВВС.

Вызовы и ограничения.
Несмотря на успехи в модернизации истребительного парка, Китай всё ещё отстаёт от США в других аспектах. Например, парк вспомогательных самолётов, таких как заправщики и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения, значительно уступает американскому. Кроме того, ВМС США обладают мощным авианосным флотом палубной авиации, который включает более 600 боевых самолётов, в том числе F-35C и Super Hornet.

В случае конфликта вокруг Тайваня географическое преимущество Китая может сыграть ключевую роль. Близость китайских авиабаз к Тайваню позволяет быстро развернуть значительные силы, в то время как США будут вынуждены полагаться на удалённые базы в Японии и других странах региона.

Китай активно модернизирует свои военно-воздушные силы, стремясь достичь паритета с США к 2030 году. Ускоренное производство истребителей пятого поколения, таких как J-20 и J-35A, а также реформа системы подготовки пилотов свидетельствуют о серьёзных амбициях Китая в военной сфере. Однако для полного достижения паритета с США Китаю необходимо также усилить свои вспомогательные и морские авиационные силы.

В ближайшие годы баланс сил в регионе может существенно измениться, особенно в контексте потенциального конфликта вокруг Тайваня. Уже к 2027–2028 годам Китай может достичь значительного превосходства в воздухе, что станет важным фактором в региональной безопасности.