Американский малозаметный многофункциональный истребитель пятого поколения F-35 “Молния-2”

Малозаметный многофункциональный истребитель пятого поколения F-35 Lightning II (Молния-2), был принят на вооружение ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США в 2015 году и производится корпорацией Lockheed Martin. Это первый американский универсальный боевой самолет, который выпускается с тремя функциональными особенностями взлета и посадки: на обычный аэродром (F-35A), на палубу авианосца (F-35C), — c помощью катапульты и тросов-разрядников и на палубу десантного корабля (F-35B), — с коротким взлетом и вертикальной посадкой (измененный вектор тяги и трамплин на палубе).

Одноместный истребитель пятого поколения F-35 имеет 6 внутренних и 4 внешних подвески для вооружения ракетами и авиабомбами

Операторы и стоимость

Всего, военно-промышленная корпорация Lockheed Martin выпустила более 1000 единиц таких боевых самолетов, основными эксплуатантами (операторами) которых, кроме США, являются Австралия, Великобритания, Израиль, Италия, Нидерланды, Норвегия, Южная Корея и Япония. Экспортная стоимость F-35 Lightning II зависит от его функционального предназначения. Так, самым дорогим по стоимости считается F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой для Корпуса морской пехоты.

Экспортная стоимость F-35B доходит до 120 миллионов долларов, а Япония специально построила для этого самолета два УДК класса “Идзумо”. Две другие версии самолета F-35A и F-35C, обойдутся покупателю на 10-25% дешевле. Для сравнения: ориентировочная стоимость российского истребителя 5-го поколения Су-57 доходит до 50 миллионов долларов.

Сравнение F-35A с российским Су-35С

Более релевантно, сравнивать российский истребитель Су-35С с аэродромным вариантом истребителя F-35A. Основным отличием F-35A и Су-35C является достижение скорости сверхзвука, боевой радиус и незаметность.

Основное отличие. Российский истребитель способен лететь на сверхзвуковой скорости в 1,1 Мах, без использования и с использованием форсажных камер двигателя, а F-35, в любой модификации, — использует форсаж для достижения сверхзвука, вследствие чего тратит на порядок больше топлива, что снижает его тактические преимущества применительно к боевому радиусу.

Представители Lockheed Martin утверждают, что F-35 способен разгонятся до сверхзвука без использования форсажных камер двигателя (вероятно в теории).

Боевой радиус у F-35A достигает 1080 км (1140 км у F-35С и 833 км у F-35B), а российский истребитель способен выполнить задачу и вернуться на аэродром в радиусе 1600 км. Здесь приведен максимальный показатель боевого радиуса истребителей на высоте с практическим потолком у Су-35С в 20 км и F-35A в 15 км. У земли (200 метров), показатель боевого радиуса любого самолета значительно ниже.

Дальность полёта Су-35С на высоте, в одну сторону, без использования форсажа и на дозвуковой скорости, составляет 3600 км (с дополнительными баками 4500 км), а F-35A может покрыть расстояние до 2220 км. Дополнительные топливные баки на F-35 не используются из-за ограничений по весу (два варианта являются палубными).

Скорость. F-35A достигает на высоте максимальной скорости в 1930 км/ч (1,6 Маха), а Су-35С имеет максимальный показатель скорости в 2500 км/ч (2,3 Маха). Кроме этого, у российского истребителя выше и крейсерская скорость, без задействования форсажа, — которая достигает 1300 км/ч (1,1 Мах, сверхзвук), по сравнению с F-35A, который разгоняется до дозвуковой скорости (без форсажа) в 850 км/ч.

Незаметность. По-прежнему является загадкой параметры незаметности истребителя F-35, которые уже долго подвергаются критике в самом американском военном сообществе и в сравнении с F-22 “Raptor”.

Однако очевидно, что показатель незаметности, который в США называется радиолокационное поперечное сечение (RCS), значительно ниже (лучше), чем у Су-35С, где критерий стелс-технологии, определяется российским показателем эффективной площади рассеивания (ЭПР).

Из официальных источников известно, что Су-35С имеет ЭПР с показателем 0,5 м² без установки на самолет вооружения и дополнительных баков, а с полным вооружением, этот показатель у российского истребителя доходит до 1-1,5 м². Показатель ЭПР в 1-1,5 м² означает, что РЛС ЗРК противника сможет увидеть самолет на расстоянии до 120 км.

Самолеты пятого поколения, как правило имеют низкую заметность ЭПР в 0,5-0,8 м², на основании композитных материалов корпуса, спрятанного внутрь вооружения и двигателя, с минимальным тепловым излучением. Самолеты поколения 4+ также имеют композитные материалы, снижающие заметность, однако их подвески с вооружением вынесены наружу.

Радар обнаружения. F-35 Lightning II имеет на борту РЛС обнаружения APG-81, специально разработанный для этого самолета, на базе радара APG-77, который используется в F-22 “Raptor”.

Точных данных о дальности обнаружения радара APG-81 не существует, однако утверждается, что РЛС умеет обнаруживать цели на расстоянии до 515 км км. Истребитель Су-35С использует РЛС Н035 “Ирбис” с дальностью до 400 км.

Нужно отметить, что максимальная дальность обнаружения бортовых РЛС истребителей, относится к крупногабаритной наземной технике и надводным кораблям. Когда речь идет об обнаружении истребителем воздушной цели с ЭПР 0,01 м² (ракета), то показатель обнаружения равен у Су-35С 100 км, а истребитель противника с ЭПР 1 м², российский самолет обнаружит на расстоянии до 160 км.

Точных показателей обнаружения истребителей противника, радаром F-35 Lightning II, — нет в официальном доступе. Однако, так как радар F-35 является преемником радара APG-77 F-22, можно предположить, что воздушную цель с ЭПР 1 м² Lightning II видит на расстоянии в 193 км, что несколько больше, чем у российского Су-35С.

Вооружение. Российский истребитель Су-35С имеет 12 внешних узлов подвески вооружения, а в F-35 — ракеты и авиабомбы размешаются как во внутренних отсеках (6 единиц), так и способом внешнего крепления (4 единицы).

Оба истребителя оснащены стандартным вооружение для самолетов своего класса, состоящим из авиационной пушки, ракет “воздух-земля” и “воздух-воздух”, а также авиабомб разной мощности.

Габариты и масса. Однопилотные истребители Су-35С поколения 4++ и F-35A имеют разную длину. В американском истребителе этот параметр равен всего 15,5 метра, а у российского конкурента 21,9 метра. Максимальная взлетная масса Су-35С равна 34,5 тонн с запасом топлива в 11,5 тонн, а масса F-35 составляет 31,7 тонн, с топливом в 8,3 тонны (для F-35A).

Бомбардировщик или истребитель?

Применительно к тактическим характеристикам F-35 Lightning II, нужно отметить, что у Пентагона так и не получилось позиционировать самолет как истребитель-бомбардировщик.

Разница между истребителем и истребителем-бомбардировщиком состоит в его максимальной взлетной массе и только отчасти в его дальности РЛС. Иными словами, в весе, с полной нагрузкой авиабомбами, ракетами разного класса и топливом.

Российский истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет максимальную взлетную массу в 45 тонн, американский F-22 “Raptor” в 38 тонн, а у истребителя пятого поколения ВКС РФ Су-57, максимальная масса достигает 35,5 тонн. У истребителя F-35, показатели максимальной взлетной массы значительно скромнее: F-35A весит 31,7 тонны, F-35B 27,2 тонны, а F-35C 30,3 тонны.

Варианты F-35

Как уже было сказано выше, F-35 Lightning II имеет три тактических варианта применительно к взлету и посадке, которые унифицированы по сравнению друг с другом на 70-90% и имеют форсажные двигатели F135-PW-100 для F-35A, F135-PW-400 для F-35C и F135-PW-600 для F-35B. Двигатели изготовлены на базе силовой установки F-119 для F-22.

Самым мощными двигателями по тяге, являются силовые блоки F-35A и F-35C, способные на форсаже достичь тяги в 19 500 кгс. У варианта F-35B этот показатель несколько ниже.

ВВС. Первой “Молнией-2”, которую выпустила компания Lockheed Martin в 2006 году для испытаний, является обычный истребитель F-35A для взлета и посадки на аэродроме. Из всех трех вариантов, именно этот самолет способен выдерживать самую высокую эксплуатационную перегрузку в 9 G (F-35B 7,0 G; F-35C 7,5 G).

Корпус морской пехоты. В 2008 году, начались испытания истребителя для Корпуса морской пехоты США, который был бы способен садиться на палубу некоторых авианосцев и универсального десантного корабля, к примеру такого, как УДК Bataan.

Этот вариант использует для взлета и посадки технологию STOVL, где для короткого взлета с палубы применяется двигатель с изменением вектора тяги, а также трамплин (изгиб вверх на носу корабля), а для посадки вертикальный вектор. Однако F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой, при этих маневрах, использует до трети своего топлива.

ВМС. Палубный вариант F-35C для авианосца, начали испытывать в 2010 году. В этом варианте, самолет взлетает с помощью катапульты и садится с помощью тормозного крюка, как и другие палубные истребители ВМС США.

Модификации. Единственной модификацией истребителя F-35 Lightning II, которую Пентагон официально утвердил для “апгрейда”, является вариант истребителя ВВС ЦАХАЛ F-35I Adir, который Израиль модернизировал на базе F-35A.

Израильские конструкторы поставили на истребитель свои средства РЭБ, а также дополнительные системы, для обслуживания ракет класса “воздух-воздух” собственной разработки и планирующих авиабомб “Spice”.