USV MAGURA V7 — это украинский безэкипажный катер (БЭК), являющийся модернизированной версией MAGURA V5, который отличается от предшественника расширенными боевыми функциями и увеличенными размерами, включая возможность поражения воздушных целей с помощью ракет AIM-9M/X Sidewinder. БЭК MAGURA V7 (“Магура-7”) впервые был представлен на изображениях в начале мая 2025 года.

Терминология
В терминологии НАТО и западного экспертного сообщества, БЭКи семейства MAGURA обычно определяют аббревиатурой USV, что означает Unmanned Surface Vessel или “беспилотное наводное судно”, а в российских источниках часто употребляется сокращение БЭК. MAGURA V также является аббревиатурой, которая расшифровывается как Maritime Autonomous Guard Unmanned Robotic Apparatus, что дословно означает “беспилотный роботизированный аппарат морской автономной охраны” с версией (version) 5 или 7.
Тип БЭК и стоимость
По своему типу, USV MAGURA V7 представляет из себя многоцелевой надводный дрон оснащенный двумя ракетами AIM-9M/X Sidewinder, в задачи которого входит борьба с низколетящими (до 3 км) или (возможно) средневысотными аэродинамическими целями, что значительно повышает его стоимость по сравнению с ранней версией MAGURA V5 2023 года.
Предыдущая версия MAGURA V5 — оценивалась специалистами в диапазоне от 250 000 до 500 000 долларов за единицу, в зависимости от оснащения. Однако в случае с MAGURA V7, речь идет о более сложной системе, оснащённой не только средствами автономной навигации и спутниковой связи, но и ракетным вооружением. Одна только ракета AIM-9M/X Sidewinder, которую, как сообщается, способен применять катер, стоит около 400 000 долларов, что почти аналогично российской Р-73М РМД-2.
С учетом этого, а также расходов на интеграцию электроники, вооружения и обеспечивающих систем пуска и наведения ракет, ориентировочная стоимость одного катера MAGURA V7 может составлять до 1,3 млн долларов.
Тактико-технические характеристики
Судя по опубликованным снимкам USV MAGURA V7 в начале мая 2025 года, а также информации NavalNews — БЭК сохраняет ключевые параметры базовой модели V5, но имеет увеличенную грузоподъёмность, а также ширину и длину. Ниже приведены предварительные общие характеристики MAGURA V7, основанные на уже известных неофициальных оценках:
- Длина: около 8 метров;
- Ширина: 2-2,5 метра;
- Высота над ватерлинией: 0,5-07 метра;
- Максимальная скорость: 42 узла (около 78 км/ч);
- Крейсерская скорость: 22 узла;
- Дальность действия: до 450 морских миль (около 833 км);
- Полезная нагрузка: до 500 кг, включая две единицы AIM-9M/X Sidewinder с оборудованием системы пуска;
- Длина: AIM-9M — 2,87 м; AIM-9X — 3,02 м;
- Масса: AIM-9M — 85,3 кг, AIM-9X — около 85 кг;
- Боевая часть: осколочно-фугасная до 9,4 кг;
- Скорость: свыше 2,5 Маха;
- Система передачи данных: спутниковая связь через Starlink;
- Навигация: автоматическая, с использованием GNSS, инерциальных и визуальных методов, а также передача видеопотока в реальном времени;
- Защита: система управления обеспечивает криптографическую защиту связи, что затрудняет перехват и подавление сигналов управления.
Дальность и высота пуска
Отличительной особенностью MAGURA V7 является интеграция ракет “воздух-воздух” модификации 1983 года AIM-9M Sidewinder, что позволяет морскому дрону поражать воздушные цели.
Также, некоторые источники сообщали, что этот БЭК может быть оснащен последней версией ракет AIM-9X 2002 года, которые имею сниженную заметность, повышенную маневренность и увеличенную помехоустойчивость к тепловым ловушкам со стоимостью около 600 тысяч долларов за единицу.
Ракета AIM-9M или AIM-9X запущенная с истребителя типа F-16, имеет дальность 16-32 км соответственно, однако в случае пуска с наземного или морского носителя, такого как USV MAGURA V7, дальность ограничивается до 7-8 км при высоте поражения до 3-4 км, что аналогично характеристикам ЗРК ближнего радиуса действия.
Способ пуска с морского дрона
На текущий период доподлинно неизвестно, каким способом Украина интегрировала ракеты Sidewinder под пуск с морского дрона, так как этот тип воздушного боеприпаса требует достаточно сложного целеуказания, которое БЭК возможно получает с внешней РЛС.
Для авиационной ракеты AIM-9M Sidewinder первичное целеуказание осуществляется по принципу “захват до пуска”, что требует либо визуального наведения пилотом, либо предварительного сопровождения цели с помощью бортовой РЛС.
В случае с AIM-9X используется более гибкий подход: ракета может получать координаты цели от цифровых систем самолёта, включая РЛС, инфракрасные сенсоры (IRST) и нашлемные системы целеуказания типа JHMCS. Это позволяет запускать ракету в режиме “захват после пуска”.
Существует мнение, что США передали Украине технологию и блоки захвата цели и целеуказания системы Chaparral, которая существовала во времена Холодной войны как адаптивная наземная и морская версия ЗРК ближнего радиуса действия с ракетами AIM-9M Sidewinder, которые имели индекс MIM-72 (наземная) или RIM-72C (морская).
Ракеты системы Chaparral устанавливались на четырёхблочной пусковой установке и наводились вручную оператором, который визуально отслеживал цель, а данные для прицеливания поступали с внешней обзорной РЛС AN/MPQ-49. После захвата цели, активировалась ГСН и производился пуск с разворачивание турели в сторону цели.
Судя по опубликованным в сети изображениям USV MAGURA V7, ракеты БЭКа при подготовки к пуску поднимаются под углом до 60-70 градусов, а сам катер разверчивается в направлении цели.