В условиях усиливающейся угрозы со стороны Исламабада и информации о перспективных поставках китайских истребителей 5-го поколения J-35A для ВВС Пакистана — Индия сделала решительный шаг к восстановлению баланса сил в Южной Азии. Министр обороны Раджнат Сингх официально одобрил начало полномасштабной разработки перспективного малозаметного истребителя пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft), который станет первым индийским “стелс-самолётом”.

Новый баланс сил в небе Южной Азии
Ещё в декабре 2024 года стало известно о заказе Пакистаном 40 единиц китайских истребителей J-35A для своих ВВС. Планировалось, что первые поставки начнутся в течение ближайших двух лет. В это же время пакистанские пилоты уже проходили обучение в Китае по управлению данным типом самолёта.
J-35A, который Пакистан намерен закупить, впервые был впервые показан на выставке Airshow China 2024 и представляет собой обычную версию палубного J-35, разработанного Shenyang Aircraft Corporation для авианосца Fujian.
Истребитель оснащён двумя новыми турбовентиляторными двигателями WS-19 с повышенной тягой и сниженной инфракрасной сигнатурой, а также перспективной авионикой с АФАР, цифровой “стеклянной” кабиной и системой сетевого взаимодействия.
Важнейшей составляющей J-35A является вооружение. Самолет несёт ракеты PL-15 класса “воздух-воздух” с активной РЛ ГСН и дальностью около 200 км — аналог американской AIM-120D и европейской Meteor, что особенно опасно в сочетании со стелс-технологиями. Эти ракеты уже применяются (PL-15E) с истребителей J-10C, находящихся в составе ВВС Пакистана, которые сыграли ключевую роль в недавном противостоянии Нью-Дели и Исламабада в районе Пахалгама, когда этими ракетами были сбиты Rafale F3R ВВС Индии.
На этом фоне, Индия была вынуждена пересмотреть свои приоритеты в сфере боевой авиации. Как подчёркивается в заявлении Минобороны, проект AMCA представляет собой не просто технологическую задачу, а стратегическую необходимость в условиях надвигающейся гонки истребителей пятого поколения в Южной Азии.
AMCA: амбиции и реалии
Новый истребитель AMCA ВВС Индии будет обладать всеми характерными признаками истребителя пятого поколения: малозаметностью (RCS reduction), возможностью сверхкрейсерского полёта (supercruise), внутренними отсеками вооружения, а также системами электронной борьбы нового поколения и сенсорного слияния различных систем на базе ИИ. Предполагается, что он дополнит и в будущем заменит текущие программы истребителей Tejas Mk1A и Tejas Mk2, став основой индийской доктрины воздушного боя к середине 2030-х годов.
Согласно официальной информации, первый опытный образец AMCA должен быть готов к 2028-2029 году, а его серийное производство должно начаться с 2032 года с принятием на вооружение к 2034 году.
Примечательно, что в рамках нового подхода к оборонным закупкам, Минобороны Индии открыло двери для частного сектора. В отличие от прежней практики, компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) не получит автоматического статуса производителя истребителя. Вместо этого, она будет конкурировать с другими индийскими компаниями на равных условиях, как индивидуально, так и в составе консорциумов. Этот шаг должен стимулировать развитие внутренней оборонной промышленности и снизить зависимость от иностранных поставок.
Разработкой и научным сопровождением проекта займётся Агентство по авиационному развитию (ADA), которое в ближайшие месяцы выпустит запрос на участие в полномасштабной стадии создания самолета.
Вопрос выживания
На фоне растущей борьбы за паритет между Китаем, Пакистаном и Индией в сфере боевой авиации, успех проекта AMCA приобретает экзистенциальный характер. В регионе, где воздушное превосходство всё чаще обеспечивается не манёвренным боем, а скрытностью, дальнобойным оружием и сетевыми технологиями, от скорости реализации AMCA зависит не только статус индийского ВПК, но и стратегическая устойчивость всей индийской системы национальной безопасности.
Если Индия не реализует эту программу в срок, она рискует оказаться в положении догоняющего в потенциальной конфронтации с ВВС Пакистана, которые в скором времени станут первыми зарубежными операторами истребителя 5-го поколения J-35.