Авианосец “Фуцзянь” начал ходовые испытания: Китай увеличивает мощность стратегической авианесущей морской группы сдерживания

Морской департамент Шанхая, выпустил навигационное предупреждение, согласно которому, установлены ограничения на перемещения в прибрежных водах гражданских судов с 1 по 9 мая, во время ходовых испытаний новейшего авианосца Китая второго поколения “Фуцзянь”, который выйдет из устья реки Янцзы, в акваторию Восточно-Китайского моря. Пресса Китайской Народной Республики, уже назвала начавшиеся испытания 3-го суперавианосца НОАК (Type 003), важнейшим историческим событием в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Корабль начала строить судостроительная компания China Shipbuilding Industry Corporation, на верфи Цзяннань, в 2018 году, а в 2022 году, авианосец был спущен на воду и до начала мая 2024 года, достраивался у причальной стенки.

китайский авианосец "Фуцзянь" с буксирами
Авианосец “Фуцзянь” впервые отходит от пирса с помощью морских буксиров 29 апреля 2024 года, перед началом ходовых испытаний. Изображение: кадр из репортажа телекомпании CCTV

Начало испытаний. Как пишет китайский военно-аналитический портал China arms, официально, авианосец “Фуцзянь” начал ходовые испытания 29 апреля. Начало испытаний ознаменовалось торжественным шоу, когда несколько буксиров оттянули авианосец водоизмещением 80 тысяч тонн от пирса, под праздничные хлопки петард, а на мостике корабля было поднято три сигнальных флага.

Пресса КНР сообщает, что на ходовых испытаниях “Фуцзянь”, будут протестированы двигательные установки корабля на различных скоростях. Пока, не идет и речи, об испытании катапульт авианосца и в целом, о взаимодействии корабля с авиационной группой.

Суперавианосец ВМС Китая “Фуцзянь”, является третьим авианосцем НОАК, наряду с “Ляонин” и “Шаньдун”. Отметим, что китайский авианосец “Ляонин”, спущенный на воду в 2012 году, это советский модернизированный тяжелый авианесущий крейсер “Варяг”, который в 1998 году, был продан в КНР, а “Шаньдун” был введен в эксплуатацию в 2019 году.

Как отмечает китайский военный эксперт Сун Сяоцзюнь, в интервью телеканалу CCTV — “Фуцзянь” был спроектирован и построен практически с нуля внутри Китая, без использования старых инженерных решений и имеет не только самое большое водоизмещение в 80 тысяч тонн, по сравнению с предшественниками, но и использует новые технологии катапульт и энергораспределения.

Эксперт Сун Сяоцзюнь отметил, что, поскольку “Фуцзянь” использует новейшие электромагнитные катапульты, скорость боевых вылетов его палубной авиации намного выше, чем у двух предыдущих авианосцев НОАК. Поэтому пресса и прозвала “Фуцзянь” суперавианосцем.

Характеристики. О новом суперавианосце Китая Type 003 “Фуцзянь”, известно достаточно мало, ввиду секретности проекта и пристального внимания к новому авианесущему кораблю НОАК — разведок разных стран НАТО. После ввода в эксплуатацию нового корабля, ВМС Китая окажутся на втором месте в мире, после США, по мощности стратегической авианесущей морской группы сдерживания, обладая тремя авианосцами.

Как утверждают военные эксперты Китая, Type 003 “Фуцзянь”, по водоизмещению, уступает только американским атомным авианосцам класса Gerald R. Ford (112 000 тонн), однако превосходит авианосцы США по системе электромагнитной катапульты, оснащенной питанием с постоянным током среднего напряжения. Технология трех катапульт авианосца “Фуцзянь”, на целое десятилетие опережает США, по возможности выработки кинетической энергии для палубного электромагнитного пускового оборудования, предназначенного для запуска боевых самолетов.

Кроме этого, авианосец “Фуцзянь” оснащен 32-мя различными функциональными радарами AESA, с фазированной антенной решеткой, что является беспрецедентным для такого типа кораблей. Также, на китайском авианосце имеется мощная противоракетная система малой дальности Red Flag-10, которой нет среди всех действующих авианосцев в мире. Система не только создает заградительный огонь по бортам авианосца, но и обладает возможностью создания электромагнитных барьеров.

Новый авианосец Китая имеет гибридную систему питания и помимо использования традиционной энергии от двигателей, оснащен малогабаритным ядерным реактором, который предназначен для питания системы электромагнитной катапульты.

По некоторым источникам, авиационная группа авианосца “Фуцзянь”, будет состоять из уже ставших привычными, тяжелых палубных истребителей Shenyang J-15, а также принципиально новых самолетов раннего предупреждения KJ-600, истребителей-невидимок вертикального взлета J-35 и беспилотной группы, включая разведывательно-ударные БпЛА Hongdu GJ-11 и Chengdu GJ-2.