Фугасная авиационная бомба ФАБ-500 М-62 с модулем планирования и коррекции

Авиабомба ФАБ-500 была принята на вооружение ВВС СССР в 1954 году под индексом ФАБ-500 М-54 и применялась с борта тяжелых бомбардировщиков. В 1962 году, появилась ее версия ФАБ-500 М-62, для крепления на узлах подвески тактических истребителей и истребителей-бомбардировщиков. В 2023 году, конструкторы ГНПП “Базальт” начали оснащать ФАБ-500 М-62 блоком унифицированного модуля планирования и коррекции (УМПК). Эта модификация получила наименование УФАБ-500.

В последних модификациях ФАБ-500 М-62 с УМПК, авиабомбу начали оснащать V-образным килем в хвостовой части

ТТХ

Дальность. Модернизированная авиабомба ФАБ-500 М-62 с УМПК, имеет дальность планирования с самолета-носителя до 60 км при условии сброса с большой высоты.

Модуль УМПК имеет прямоугольное сечение и крепится к боеприпасу в верхней части. Модуль оснащен двумя крыльями для планирования, а для навигации — использует инерциальный блок наведения, совмещенный с GPS/ГЛОНАСС и антенной “Комета-М”, которая неуязвима для средств РЭБ противника.

Мощность авиационного боеприпаса с боевой частью снаряженной ВВ ТГАФ-5М, позволяет пробивать бетонные сооружения на глубину до 3 метров, оставлять после себя воронку в 8,5 метров, а ее радиус поражения ударной волной составляет около 100-150 метров.

Боеголовка авиабомбы ФАБ-500 М-62 может быть фугасно-проникающей с контактным взрывателем или осколочно-фугасной массой до 300 кг, а общий вес авиационного боеприпаса достигает 500 кг.

Режимы применения. Авиабомба ФАБ-500 М-62 с модулем УМПК, применяется носителем на высоте 570-12 000 метров, при скорости 500-1 900 км/с.

Носителями авиабомбы ФАБ-500 М-62 с модулем УМПК, являются самолеты тактической авиации ВКС России, такие как многофункциональный истребитель-бомбардировщик 4-го поколения Су-34, а также фронтовой бомбардировщик Су-24М, штурмовик Су-25СМ “Грач”, а также Су-35.

Стоимость авиабомбы ФАБ-500 М-62, согласно некоторым неофициальным источникам, составляет около 700 тысяч рублей, вместе с блоком планирования и коррекции.

Факты о модификациях. Первые фугасные тяжёлые авиабомбы ФАБ-500 М-54, начали выпускать для ВВС Советского Союза в 1954 году. В 1962 году, был выпущен вариант авиабомбы с литерой М-62 и с низким лобовым сопротивлением.

После варианта М-62, советские конструкторы создали боеприпас с литерой M-62T (термостойкий), предназначенный для автоматической системы бомбометания “Пеленг” с одноместного разведчика-бомбардировщика МиГ, идущего на высокой скорости. Всего, ФАБ-500 имеет 17 модификаций, которые в основном касаются способа ее спуска и боевой части.

Боевое применение. Впервые, авиабомбы ФАБ начали применять советские ВВС в Афганистане, в 1980-х годах. Значительно позже, в 2015 году, этот российский авиационный боеприпас использовался в Сирийской Республике, а в марте 2022 года, многоцелевые истребители ВКС России Су-35, нанесли удары ФАБ-500 М-62 по укреплениям ВСУ на Украине.

Впервые, сообщения о том, что ФАБ-500 М-62 используются вместе с комплектами планирования и наведения типа JDAM в зоне СВО на Украине, начали поступать в начале апреля 2023 года, когда российские ВКС нанесли удары по бетонным сооружениям противника в районе Угледара.