Беспилотный летательный аппарат V-BAT VTOL с вертикальным взлетом и посадкой (vertical take-off and landing), разрабатывается аэрокосмической компанией Shield AI (бывшая Martin UAV) с 2011 года. В 2022 году, этот БЛА под индексом V-BAT 128 VTOL в разведывательно-поисковом варианте, был принят на вооружение ВМС США. В октябре 2024 года стало известно, что армия США испытывает на Украине модернизированную версию V-BAT VTOL с неизвестным индексом, которая способна наводить на цель РСЗО и имеет возможность сброса мини-авиабомб Hatchet.
V-BAT 128. По информации Airforce-technology, впервые, дрон V-BAT VTOL был представлен на международной выставке Ассоциации систем беспилотных транспортных средств (AUVSI), которая проходила в Лас-Вегасе, США, 7-9 августа 2012 года.
В 2021 году, ВМС США, выбрали беспилотную платформу V-BAT VTOL для создания БпЛА V-BAT 128 VTOL, которому присвоили шифр MQ-35A. Беспилотник способен взлетать и садится в ограниченном пространстве на площади менее 3,6 м², что особенно актуально для небольших военно-морских кораблей и патрульных катеров.
В функции базового варианта беспилотника V-BAT 128 с вертикальным взлетом и посадкой для ВМС США, входит разведка и наблюдение, поисково-спасательные операции на море, а также транспортировка небольших грузов и мониторинг морской акватории. Эта версия представлена на официальном сайте производителя Shield AI.
Разведывательно-ударная версия. По информации военно-аналитического проекта Defense One, который ссылается на соучредителя компании Shield AI Брэндона Ценга (Brandon Tseng), на Украине проходит испытания разведывательно-боевая версия БпЛА V-BAT VTOL, которая способна наводить на цель системы M142 HIMARS и производить разведку в условиях радиоэлектронных помех.
Также, по словам представителя Shield AI, которого цитирует Defense One — разведывательно-ударная версия БпЛА V-BAT VTOL, может использовать перспективный высокоточный мини-боеприпас Hatchet (“Топор”) с полуактивным лазерным наведением и GPS навигацией от компании Northrop Grumman. Hatchet представляет из себя высокоточную планирующую мини-авиабомбу с длиной в 32,5 см и массой в 2,9 кг, при весе боевой части в 1,42 кг.
Дальность. Согласно данным Defense One, дальность действия V-BAT VTOL составляет 300 миль (482 км), что намного больше, чем известные характеристики дальности базовой версии V-BAT в 370 км, которые были представлены ранее.
Полезная нагрузка беспилотника составляет 11,3 кг, при общей массе с топливом и оборудованием в 56 кг.
Аэродинамика. Главной особенностью V -BAT является конструкция канального вентилятора. Воздуховод беспилотника увеличивает тягу на 80%, обеспечивая взлет и посадку с использованием одной силовой установки. Аппарат умеет садится и взлетать вертикально, а в полете принимает как горизонтальное, так и вертикальное положение, в зависимости от выполняемой задачи.
Двигатель. Известно, что модификация V-BAT 128, по сравнению с базовой версией, оснащена более мощным горизонтально-оппозитным двухтактным двухцилиндровым двигателем Suter TOA 288, который может развивать большую тягу.
Высота и скорость. БпЛА V-BAT способен работать на высоте более 6 км, что приравнивает его высотные характеристики к разведывательно-ударным беспилотникам класса MALE. Его скорость составляет до 90 км/ч с временем нахождения в воздухе до 11 часов. Беспилотник V-BAT разворачивается для применения в течении 20 минут командой из 2 человек.
Оборудование. Дрон V-BAT VTOL умеет функционировать в полностью автономном режиме, с использованием запрограммированной траектории полёта. Аппарат оснащён электрооптическими и средневолновыми инфракрасными камерами для получения изображений на большой дальности со стабилизации изображения и высокоскоростной термографией, с передачей видео и изображения в реальном времени на наземную станцию управления по каналу передачи данных.