F-16 AM/BM Block 15 MLU ВВС Украины: анализ модификации и боевых возможностей

Истребители 4-го поколения F-16 появились на вооружении ВВС Украины в августе 2024 года. В то время, Нидерланды поставили Киеву первую партию из 6 единиц этих боевых самолетов. Согласно общедоступным источниками, на начало 2025 года, Украина имела на вооружении около 50-60 единиц Fighting Falcon в модификации F-16 AM/BM Block 15 MLU, что требует дополнительного анализа как характеристик этого не совсем нового варианта истребителя, так и его боевых возможностей.

F-16 AM/BM Block 15 MLU ВВС Украины
Стоимость F-16 AM/BM Block 15 MLU превышает 40 млн долларов за единицу при включении в поставку технического обслуживания, переобучения пилотов, контейнеров прицеливания и вооружения

Определение модификации

О том, что на Украину поставляются истребители F-16 исключительно в модификации AM/BM Block 15 MLU можно сделать выводы на основании стран-поставщиков — Нидерландов, Норвегии, Дании и Бельгии.

Эти страны НАТО входят в EPAF (European Participating Air Forces) — группу военно-воздушных сил нескольких европейских стран, участвовавших в совместной программе закупки и эксплуатации истребителей F-16 Fighting Falcon. Аббревиатура возникла в 1970-1980-х годах как часть кооперации с США по программе Multinational Fighter Program Group.

Боевой радиус истребителя F-16AM/BM Block 15 MLU в стандартной конфигурации без подвесных баков и с четырьмя ракетами “воздух–воздух” составляет примерно 550-600 км при профиле “вылет-бой-возврат”. С установкой двух 370-галлонных подвесных баков под крыльями и одного 300-галлонного под фюзеляжем радиус может увеличиваться до 1100-1200 км, особенно при дозвуковом экономичном профиле полёта и ограниченной боевой нагрузке.

Первые F-16 появились на вооружении стран EPAF в начале 1980-х годов в модификации F-16A/B (одноместный/двухместный) Block 15. Этот вариант для ВВС США проходил под индексом F-16A/B Block 15 ADF (Air Defense Fighter) и предназначался для патрулирования, воздушного боя и как средство противовоздушной обороны.

В период с 1985 года, истребители EPAF были модернизированы до версии F-16A/B Block 15 OCU (Operational Capability Upgrade) с заменой двигателя на F100-PW-220 и возможностью применять ракеты класса “воздух-поверхность” AGM-65 Maverick и AGM-119 Penguin Mk.3, а после, получили пакет обновления MLU.

Версия MLU

Программа Mid-Life Update (MLU) для истребителей F-16 была разработана в начале 1990-х годов для модернизации ранних модификаций F-16A/B Block 15 OCU, находившихся на вооружении стран Европейской коалиции EPAF. Основная цель обновления — продление ресурса эксплуатации и повышение боевых возможностей до уровня более современных F-16C/D. Программа была начата в 1991 году, а первые модернизированные самолёты поступили на вооружение в 1997 году. Всего в рамках MLU было модернизировано более 300 F-16.

В рамках MLU была полностью обновлена авионика. Самолёты получили многофункциональные дисплеи в кабине, новый цифровой вычислительный модуль управления вооружением (MMC), улучшенные системы связи и передачи данных, включая тактическую сеть Link 16, а также современную систему радиолокационного опознавания (IFF Mode 5). Обновлённые F-16 стали совместимы с касочными прицелами (например, JHMCS), что существенно повысило эффективность применения оружия ближнего боя.

Радиолокационная система также претерпела модернизацию. На большинстве машин была установлена усовершенствованная РЛС AN/APG-66(V)2, обеспечивающая лучшую дальность, разрешение и новые режимы работы. В некоторых случаях применялась более современная РЛС AN/APG-68, особенно на поздних этапах программы.

Существенно расширились и возможности по номенклатуре вооружения. После MLU, самолёты стали совместимыми с современными управляемыми боеприпасами, включая ракеты AIM-120 AMRAAM, авиабомбы GBU-10/12 класса Paveway, а в последующих доработках — JDAM. Также появилась возможность применять противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM и управляемые боеприпасы с лазерной или GPS-наводкой.

Важной частью обновления стало усиление систем самозащиты. На F-16 установили новые станции радиоэлектронной борьбы, датчики предупреждения об облучении и пуске ракет, а также более эффективные системы отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек. Это повысило живучесть самолёта при действиях в условиях насыщенной ПВО.

F-16 после MLU также стали совместимыми с современными прицельными контейнерами, такими как LANTIRN, Sniper XR и Litening. Это позволило применять высокоточное оружие в любое время суток и при любых погодных условиях, в том числе с больших дистанций и в режиме “одиночного удара”.

Модернизированные в рамках программы MLU самолёты получили обозначение F-16AM (одноместные) и F-16BM (двухместные) и по возможностям приблизились к американским F-16C/D Block 50/52, оставаясь боеспособными до конца 2020-х годов. Благодаря MLU ресурс планера был продлён до 8 000 часов, а сами машины стали полноценными многоцелевыми боевыми системами с интеграцией в цифровую архитектуру НАТО.

Оценка боевых возможностей Block 15 MLU и сравнение с Block 70/72 (Viper)

По сравнению с последним поколением экспортной версии F-16V Block 70/72 (Viper) 2017 года, истребители F-16 AM/BM Block 15 MLU существенно уступают по ряду ключевых параметров, прежде всего — в области радиолокационного вооружения, архитектуры систем управления и живучести.

Главное преимущество F-16 Viper заключается в использовании радара с активной фазированной антенной решёткой (AFAR) — AN/APG-83 SABR, который значительно превосходит модернизированные APG-66(V)2 и APG-68 установленные на Block 15 MLU по дальности обнаружения (80 и 120 км соответственно), устойчивости к помехам, точности сопровождения целей и возможностям работы в режиме “воздух-земля”.

F-16AM/BM с MLU не имеют радара с АФАР, что резко ограничивает их возможности по работе в условиях радиоэлектронного противодействия и при действиях против малозаметных целей.

С точки зрения авионики и боевого управления, F-16 Viper построен на современной архитектуре Glass Cockpit с широкоформатными дисплеями, встроенным CAS-помощником, расширенной интеграцией Link 16 и автоматизированной системой навигации.

В F-16AM/BM MLU используется устаревшая цифровая архитектура конца 1990-х, которая хоть и была модернизирована, но не обладает возможностью гибкой интеграции новых типов вооружения и сенсоров, как это предусмотрено в Block 70/72.

В вопросах боевой нагрузки и номенклатуры оружия оба типа истребителей имеют схожие характеристики, включая возможность применения AMRAAM, JDAM, Paveway, AGM-88 HARM и подвесных контейнеров Sniper или Litening.

Однако F-16 Viper предлагает полную интеграцию с современными средствами поражения, включая дальнобойные ракеты AGM-158 JASSM и малозаметные боеприпасы. Кроме того, системы наведения и целеуказания на Viper интегрированы в архитектуру машинного обучения и ситуационного анализа, чего нет в MLU.

F-16 Viper также превосходит MLU по живучести и самозащите. Он оснащён усовершенствованной системой предупреждения об угрозах, интегрированным комплексом РЭБ и новыми средствами постановки помех. Уровень автоматизации управления прицеливанием, избегание ракетных атак и координации с другими машинами в воздушной группе у F-16V значительно выше.

Таким образом, F-16AM/BM Block 15 MLU остаются боеспособными и эффективными против истребителей средней технологической оснащённости, но в противостоянии с боевыми самолетами 4-го поколения +, оснащёнными современными средствами воздушного боя, дальнобойными радарами, а также истребителями пятого поколения, — значительно уступают в боевых возможностях.

Стоимость

По оценкам на 2025 год, стоимость одного истребителя F-16AM/BM Block 15 MLU варьируется в диапазоне 15-25 млн долларов в зависимости от состояния планера, остаточного ресурса, модернизационного пакета и объёма поставки.

На вторичном рынке, особенно при продаже в рамках межправительственных соглашений или военной помощи, цена может быть ещё ниже — порядка 10-12 млн долларов за борт без вооружения и с ограниченным комплектом запасных частей.

При включении технического обслуживания, переобучения пилотов, контейнеров прицеливания и вооружения — общая стоимость может превышать 30-40 миллионов долларов за единицу, но базовая “сухая” цена истребителя остаётся значительно ниже, чем у новых экспортных F-16 Viper, чья стоимость превышает 70-80 миллионов долларов.